Вестник Кавказа

ЭРОСИ КИЦМАРИШВИЛИ: «ЛИДЕРАМ ОППОЗИЦИИ НЕ ХВАТАЕТ ДРАЙВА»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Эроси Кицмаришвили основатель и руководитель (1993-2004) телекомпании «Рустави-2», сыгравшей ключевую роль в событиях, в результате которых к власти в Грузии вернулся Эдуард Шеварднадзе. В 2005 году под давлением властей был вынужден продать телекомпанию, и уехал в США, где жил до ноября 2007 года. Во время противостояния между президентом Саакашвили и бизнесменом Бадри Патаркацишвили поддержал главу государства, вернулся в Грузию и возглавил предвыборную кампанию Михаила Саакашвили. После его победы на президентских выборах 5 января 2008 года был назначен послом Грузии в РФ, однако вскоре был отозван из Москвы в знак протеста против нарушения российскими самолетами воздушного пространства Грузии в июне 2008 года.
После пятидневной войны в Южной Осетии выступил с резкой критикой Михаила Саакашвили, обвинил его в подготовке и развязывании губительной для Грузии войны и перешел в открытую оппозицию.

- Господин Кицмаришвили, кто побеждает в «войне нервов», которая вот уже несколько лет продолжается в Тбилиси?

- Сейчас наступил штиль. Трудно сказать, как дальше будут развиваться события, но уже можно утверждать, что у лидеров оппозиции не хватает драйва для дальнейшего движения вперед. Тем не менее сегодня не ясно, в какую сторону качнется чаша весов.


- Что вы имеете в виду под «драйвом» - организаторские способности лидеров, либо недостаточную пассионарность их сторонников?

- Не хватает энергетики. Чувствуется усталость конкретных людей. В том числе лидеров. А ожидания оппозиционно или протестнонастроенного социума пока не оправдываются.


- Но ведь есть креативные идеи – устанавливаются палатки, блокируются госучреждения, ключевые магистрали…

- Да, определенное новшество в этом есть. Но все-таки, если говорить о динамике самих митингов, то она не имеет перспективы и начинает надоедать. В обществе есть ожидание каких-либо результатов, хотя бы промежуточных, но их не видно. Отсюда и разочарование.
Понимаете, у любого спектакля должна быть драматургия. Согласно канонам этой драматургии недопустимо, чтобы ожидания людей простиралась дальше, чем реакция лидеров оппозиции. Наоборот, лидеры как раз обязаны все время думать о том, что еще предложить в смысле энергетики, чтобы не упал тонус процесса и настрой у населения.
Я бы, например, подумал о следующем – у каждой драматургии должны быть какие-то маленькие кульминации. То есть интрига все время должна присутствовать. Общество настроено на то, чтобы получить определенные результаты. Ожидания того, что все скоро разрешится и Саакашвили просто так возьмет и уйдет в отставку, изначально не было. Но ожидания общества должны быть удовлетворены через какие-то маленькие шажки – хотя бы маленькими успехами со стороны оппозиции.
Моя рекомендация оппозиции – добиваться пусть предварительных, промежуточных, но все-таки результатов.
Тактические цели оппозиции должны неуклонно реализовываться и вести к стратегической цели – отставке Саакашвили. Должно быть поступательное движение.
Кроме того, очень важно, что пока нет перелома в настроении провинции и регионов. На этом направлении власти работают очень мощно. Они используют систему запугивания, блокировки и так далее.
Я лично убедился в этом, когда ездил на Рождество в разные регионы. Власти запугивают водителей такси, маршруток, делают все для того, чтобы народ не участвовал в акциях протеста.


- А если бы оппозиция сейчас обладала таким ресурсом как «Рустави 2»?

- Вот это вопрос! Конечно, телевидение тогда, в 2003 году, играло главную роль, было основным двигателем, мотором процессов.
Нынешним оппозиционным каналам масштаба не хватает – они вещают лишь на Тбилиси и в дециметровом диапазоне и это, конечно, серьезная проблема. Но все-таки, когда мы говорим об аналогиях, то тогда, в 2003 году «Рустави 2» играла очень важную роль, но не менее важным фактором стала консолидация вокруг лидеров, которые олицетворяли прогресс.
Нынешняя оппозиция пока не может представить конкретный проект развития страны – есть только неприятие Саакашвили и все. Шесть лет назад мы имели не только отрицание Шеварднадзе, но с помощью «Рустави-2» лидеры сумели донести до населения свое видение перспективы. Насколько это реализовалось – другая история.
Но в главном я с вами соглашусь – крупный телеканал, с огромным уровнем доверия, был бы очень полезен, чтобы двигать эмоцию народа.

15865 просмотров