Вестник Кавказа

Иран и ШОС: мы странно встретились и странно разошлись

Алексей Власов
Итоги прошедшего в Ташкенте Саммита ШОС оказались не слишком приятным откровением для Тегерана. Принятые документы о порядке вступления в организацию новых членом фактически ставят крест на надеждах иранской элиты войти в состав членов Шанхайской группы.

Впрочем, столь же очевидно, что не только Иран, но и Индия и Пакистан в обозримом будущем, по крайней мере, до урегулирования кашмирского конфликта также оказываются вне стен ШОС. Но для Тегерана это откровенно слабое утешение, хотя нужно признать, что еще задолго до ташкентского саммита, когда его повестка дня еще только формировалась, уже было понятно, что ни Москва, ни Пекин не намерены делать особые подарки Ахмадинеджаду.

И дело даже не в давлении на Россию и Китай со стороны Вашингтона, а в том, что непредсказуемость политики официального Тегерана делает ШОС крайне уязвимой структурой, которая в любой момент может оказаться в ситуации глубокого внутреннего конфликта. Идти на этот шаг, не завершив процесс внутреннего структурирования, не определив необходимые приоритеты - смерти подобно. По большому счету, это прекрасно понимают все главные игроки шанхайской организации. Думаю, что понимает это и иранское руководство, которое при всей внешней импульсивности прекрасно ориентируется в реальных раскладах сил. В том числе, по всем вопросам развития международных интеграционных структур.
Гораздо более нервно в Тегеране восприняли решение России и Китая проголосовать 9 июня за новые санкции против Исламской Республики. Ряд депутатов парламента даже предложили пересмотреть сложившиеся отношения с Москвой и Пекином.

Однако эта инициатива не получила достаточного уровня поддержки. Но в то же время, ее можно рассматривать как своего рода месседж, мол, ваши уступки Вашингтону не могут идти до бесконечности.
С учетом внутренних проблем ШОС, связанных с киргизскими событиями и резкой критикой в адрес этой организации со стороны многих международных экспертов, не стоит ожидать. Что отказ Ирану на скорее вступление в организацию окончательно "сжигает мосты" в треугольнике Москва-Пекин-Тегеран.

Поле для диалога в той или иной форме будет сохранено, но цена вопроса? Каковы будут условия со стороны Тегерана и насколько его партнеры готовы к выполнению этих условий? Окончательного ответа на данный момент не существует, но очевидно, что для придания большего авторитета Шанхайской организации ей интересно" присутствие Ирана в предбаннике, но не в качестве полноправного участника, имеющего право решающего голоса. Согласится ли на такое положение Иран? - в краткосрочной перспективе, безусловно, да. Что же будет дальше, зависит не только от ШОС, но и от внешних сил. Прежде всего, Соединенных Штатов Америки.

19520 просмотров