Вестник Кавказа

Футбол и жизнь

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Есть две сферы, в которых каждый грузин считает себя знатоком и профессионалом - футбол и политика. Вряд ли в Грузии футбол любят меньше, чем в Бразилии. Но если сотни тысяч бразильцев почти круглый год могут играть в мяч на бесконечных пляжах Копакабаны, то тысячи грузин пытались учиться игре в маленьких городских двориках и на крутых деревенских холмах. Тем более удивительно, что в маленькой Грузии выросло несколько футболистов мирового класса.

Поколение, познавшее мир (в том числе футбол) уже в перестроечное и постперестроечное время, никогда не сможет понять, чем был футбол для тех, кто родился и вырос в эпоху Брежнева. Это не интеллектуальная, а психологическая проблема.

Помню, в 1970-х - начале 1980-х вереницы машин выстраивались из Тбилиси по пути в поселок Пантиани, где можно было принимать передачи турецкого телевидения. Советское телевидение транслировало только те матчи розыгрыша европейских кубков, в которых участвовали советские команды. Посмотреть другие можно было лишь по телевидению соседней Турции, а лучше всего оно принималось как раз в высокогорном поселке Пантиани. Несколько раз в год село превращалось в место паломничества любителей футбола – другой возможности посмотреть, например, финал Лиги чемпионов просто не было.

Однако игнорировать столь грандиозное событие как Чемпионат мира по футболу не мог даже советский режим. Вне зависимости от участия или неучастия сборной СССР, основные матчи все-таки показывали, хотя порой в записи. Как, например, чемпионат-1978 в Аргентине. После матча Аргентина-Перу, когда хозяева выиграли у перуанцев с разгромным счетом (иначе не попадали на следующий этап), знакомый позвонил нам в 6 часов утра и орал, что аргентинцы выиграли – он услышал об этом по «Радио Свобода». Матч показали в записи вечером - не позволять же трудящимся смотреть футбол ночью, так они и смену на заводе могут проспать.

Для советских людей Чемпионат мира был праздником, которого ждали четыре года. Может быть поэтому многим представителям того поколения кажется, что мировое первенство с тех пор деградировало. Нет больше таких фантастических игр, как Италия – Бразилия или Франция – ФРГ (1982 год), которые переживались и до сих пор переживаются как личная трагедия. Порой кажется, со смертью Брежнева закончилась и эпоха великого бразильского футбола, потому что никогда больше сборная этой страны на чемпионатах мира не показывала такой игры, как в 1982 году. Хотя и стала чемпионом мира два раза.

С распадом СССР, появлением и «тарелок» и кабельных сетей, пришел в упадок и грузинский футбол. На смену Мише Месхи, Славе Метревели, Саше Чивадзе и Давиду Кипиани, которых смело можно было отнести к футбольной элите всех времен и народов, не пришли футболисты того же класса. Сегодня в Грузии есть фан-клубы сборных Италии, Бразилии, Голландии, Англии и даже Кот-д`Иивуара (из уважения к Дидье Дрогба) и хилый фан-клуб собственной национальной сборной. В этом смысле Грузия уникальна, поскольку ни в одной футбольной стране фан-клуба своей национальной сборной нет и быть не может. Это первое свидетельство того, что родина кавказского футбола перешла в разряд футбольного «третьего мира».

Чтобы воскресить славу грузинского футбола власти выделяются огромные (по местным меркам) суммы, развивается детский футбол, введены налоговые льготы, строятся стадионы, но сборная Грузии никак не может пробиться в финальную часть чемпионатов мира и Европы, а грузинские клубы – преодолеть барьер квалификационных турниров розыгрыша Европейских кубков. Почему? Может потому, что футбол уже не воспринимается как праздник и возможность приобщения к свободе?
Выйдя из тюремной камеры понимаешь, что мир из ее окна видится совсем по-другому, а красота, лишенная мечты, теряется в ежедневной суете.

10345 просмотров