Вестник Кавказа

Станет ли Кавказ российским Куршевелем?

Мнения.ру
Правительство РФ и главы регионов утвердили границы пяти особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ОЭЗ), на территориях которых создается Северо-Кавказский туристический кластер, — это зоны в Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Дагестане, Адыгее и Краснодарском крае, сообщает РИА «Новости». Проект создания такого кластера представляется одной из самых амбициозных заявок российского правительства, более амбициозной даже, чем все модернизационные проекты действующего президента, вместе взятые. Проблемный регион с высоким уровнем безработицы, преступности, множеством других социальных болезней предполагается сделать круглогодичным курортом международного значения.

С другой стороны, регион действительно уникален с точки зрения природных ресурсов. При наличии инвестиций и грамотном управлении Домбай можно сделать горнолыжным курортом, ничем не уступающим Зельдену и Валь-Градене. А на территории Ставрополья расположен крупнейший курортный регион, богатый минеральными водами, который мог бы на мировом туристическом рынке занять место в ряду знаменитых оздоровительных курортов Чехии и Израиля. Проект развития Кавказа привлекает серьезные международные инвестиции. Первой о своем участии заявила французская госкорпорация Caisse des Depots et Consignations, учредившая с российской стороной СП с уставным капиталом 10 миллионов евро. Вслед за французами об участии заявили корейские инвесторы, планирующие вложить в развитие региона около миллиарда долларов, а также англо-немецкий консорциум Astor Dress & Sommer Consrotium, заключивший с российской стороной соглашение о намерениях. На прошедшем недавно инвестфоруме в Сочи было объявлено, что в СКФО подготовили свыше 372 инвестиционных проектов на сумму более триллиона рублей, готовых к реализации на территории округа.

Даже учитывая коррупционную составляющую, при таком уровне вложений можно не сомневаться в том, что в регионе скоро появятся курорты мирового уровня. Возникает лишь вопрос: кто туда поедет? В советское время уровень внутреннего туризма в регионе был чрезвычайно высок. Этому способствовала система путевок, авиа- и железнодорожные билеты по нерыночным ценам, а также, естественно, отсутствие альтернативы: массовый туризм мог быть только внутренним.

С начала двухтысячных ситуация изменилась, и теперь даже тем, кто искренне желает отправиться в отпуск, к примеру, к месту дуэли Лермонтова на гору Машук, сделать это будет гораздо сложнее и дороже, чем купить недельный тур в Болгарию или Словакию. Даже с учетом визовых формальностей. Так происходит по причине низкой развитости транспортной сети, создающей высокую цену билетов, а также небольшого числа гостиниц, которые, как правило, достались нам с советских времен и которые также диктуют высокие цены в отсутствие конкурентов.

И даже если многомиллиардные инвестиции помогут эти трудности преодолеть, то непонятно, кто поедет отдыхать в регион с такой концентрацией преступности. Почти каждую неделю в новостях встречаются сообщения об убийствах, задержаниях, спецоперациях и захватах. А вся индустрия туризма основана на безопасности и хорошей репутации региона и доверии людей, в этот регион приезжающих.
Туристический кластер на Северном Кавказе планируется создать к 2020 году. Этого вполне достаточно для того, чтобы выстроить необходимую инфраструктуру, но едва ли в этот срок можно справиться с многочисленными социальными проблемами региона, на территории которого шли самые жесткие вооруженные конфликты в новейшей истории России.

Мнение высказывает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России 
С такой природой и такими возможностями, какие есть на Кавказе, создать туристический центр не очень сложно, особенно при том масштабе вложений, которые планируются. Самое главное — это обеспечение безопасности. Если удастся это сделать, то этот туристический комплекс будет одним из лидирующих, по крайней мере в России точно. Наличие проблемы с безопасностью убивает перспективу всех дальнейших вложений и раскрутки.
Сейчас на Северном Кавказе дела с туризмом обстоят вообще плохо, люди туда ехать пока не готовы. Единственное исключение —это Кавказские Минеральные Воды, туда туристы едут, но они едут лечиться, и этот регион, насколько я знаю, вообще не включен в названный кластер. А те зоны, которые предполагается развивать на Кавказе, рассчитаны на другую аудиторию, и как в прошлом году упал на них спрос, так, в общем, и не восстановился.

Мнение высказывает Фарида Дашеева, менеджер турфирмы «Домбай-инфо»
Я имею представление о развитии туризма в Домбае и Архызе — это Карачево-Черкесская республика. И могу сказать, что в Домбае созданы хорошие условия, туризм там развивается, а в Архызе обратная ситуация —  там ничего не построено, туда почти никто не едет. Я думаю, тут вопрос соответствующих вложений. Если будут должным образом финансировать развитие туризма, то других проблем не возникнет. Нам часто звонят и спрашивают, как дела в Архызе, можно ли там отдыхать (а ведь там очень хорошая природа), но там нет ни приличных гостиниц, ни канатных дорог, ни нормальной трассы.
Что касается безопасности, то в этом вопросе, по-моему, проблем никаких нет. Я здесь живу и работаю и не чувствовала какой-то серьезной угрозы собственной безопасности.

Мнение высказывает Дмитрий Адамидов, эксперт Инвесткафе, investcafe.ru 
Если говорить о месте, о территории, то вполне логично было бы развивать именно Северный Кавказ — в правильности выбора территории сомнений нет. До 2020 года все можно было бы построить, освоить деньги, все сделать, как подобает. Но тут есть сомнения социально-политического характера, поскольку у нас, особенно по сравнению с советскими временами, напряженность во взаимоотношениях между Северным Кавказом и остальной Россией не убывает, а возрастает, от чего страдает и население Северного Кавказа, и репутация региона. Вот эти социально-политические риски могут все предприятие испортить.
Конечно, Кавказ — это особый регион, никто не спорит с этим, но там сейчас не всегда выполняются законы, существует реальная проблема с личной безопасностью граждан. А в остальной России растут ксенофобские настроения, проводятся митинги вроде «Хватит кормить Кавказ!».
Основной риск здесь —политический. Если хватит воли (а это должна быть не индивидуальная воля президента или руководителя, а коллективная воля большого числа людей, как со стороны Кавказа, так и остальной России), то все получится, но пока шансы на это не очень большие, как мне кажется.
15960 просмотров