Вестник Кавказа

ЗАВЕРНИТЕ НЕБОСКРЕБ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Сразу после «революции роз» в Грузии и «оранжевой революции» на Украине во многих бывших республиках СССР заговорили об «эпидемии цветных революций», символом и пионером которых стал новый грузинский лидер Михаил Саакашвили. Постсоветские элиты выработали разные методы противодействия «оранжевому» проекту, который считался западным, в первую очередь американским. Наиболее остроумным из них оказался прием, использованный многолетним и многоопытным руководителем Казахстана.

ВИЗИТ В НОВУЮ СТОЛИЦУ

Сразу после избрания Саакашвили президентом Нурсултан Назарбаев пригласил его в Казахстан. Результат переговоров в Астане превзошел все ожидания – казахстанская сторона изъявила желание начать крупные инвестиционные проекты в Грузии. В ответ Саакашвили выразил восхищение «прогрессом, который за короткое время достигнут в Казахстане под мудрым руководством Нурсултана Абишевича». Телеканалы и газеты обошли кадры совместной прогулки президентов по Астане, в ходе которой Саакашвили попросил Назарбаева, указывая на один из небоскребов: «Какая красота! Заверните, пожалуйста - хочу увезти с собой, либо постройте такой же в Тбилиси».

Естественно, восторг «вождя цветных революций» и главного борца против коррупции на пространстве СНГ, стал немаловажным фактором противодействия любым поползновениям в сторону «казахского майдана». Как оказалось, казахстанцы действительно были готовы вложить в грузинскую экономику значительные средства, держа в уме ключевое геополитическое значение Грузии как части южно-кавказского энергетического коридора для доставки своих ресурсов на Запад, минуя Россию.

НЕСЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА ПАМЯТНИКА

Казахстанские инвестиции в Грузию шли по трем основным направлениям - энергетика, телекоммуникации и туристический бизнес.
Дочка «КазМунайГаз» - «КазТрансГаз» - приобрела за мизерную сумму в 12,5 млн дол. тбилисскую газораспределительную сеть «Тбилгаз» и обязалась вложить в ее развитие и реконструкцию 80 млн долларов. «КазМунайСервис» купил пансионат "Боржоми-Ликани" и землю для строительства нового гостиничного комплекса в Кобулети. Кроме того, казахстанские инвестиции работают в проекте реконструкции гостиницы "Иверия" в центре Тбилиси. Архитектурный проект настолько понравился Саакашвили, что он немедленно согласился с переносом на городскую периферию памятника грузинскому царю Давиду Агмашенебели, невзирая на бурный протест общественности и особенно интеллигенции. Но памятник мешал строительству, и президент взял на себя ответственность за это трудное решение.

На месте «Иверии» планировалось построить современный комплекс, включающий в себя не только гостиницу, но и всю прилегающую к ней территорию, а также бизнес-центры и многое другое. В этом проекте Казахстан представлен банком «Туран Алем» (БТА), который, кстати, активно работает и в грузинском банковском секторе. Ему принадлежит 49% акций грузинского коммерческого банка АО КБ "BTA - Silk Road Bank".

Одновременно казахстанские инвесторы приобрели более 20 гостиниц и пансионатов на черноморском побережье (сделки проведены компаниями Development Solution и "Казмунай Сервис"). В Астане Саакашвили произнес на совместной пресс-конференции с Назарбаевым незабываемую фразу: «Мы с радостью ждем на черноморское побережье казахов и, особенно, казахстанок».

Кроме того, в развитие компании "Объединенный Телеком Грузии" казахстанская сторона инвестировала 90 млн долларов. Рассматривались проекты строительства нефтяных и зерновых терминалов на черноморском побережье, нефтеперерабатывающего завода в Батуми, развития инфраструктуры Батумского порта и многое другое.

В целом объем казахстанских инвестиций в Грузию оценивался в размере 2 млрд долларов. Причем значительная часть этой суммы уже вложена в проекты.

АВГУСТОВСКАЯ КАТАСТРОФА

Однако в прошлом году Астана заявила о приостановлении сразу нескольких проектов, в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода и зернового терминала на Черноморском побережье. Поскольку стратегическое решение о крупных капиталовложениях в Грузию во многом было продиктовано политическими соображениями высшего руководства, то и приостановление проектов невозможно объяснить исключительно финансовыми соображениями и мировым кризисом.

Эти факторы не стоит полностью сбрасывать со счетов, однако главным, по мнению наблюдателей, все-таки стало резкое ухудшение российско-грузинских отношений и ревность, с которой Москва после пятидневной войны относится к любым контактам стран постсоветского пространства с Грузией.

ГНЕВ ПРЕЗИДЕНТА

Наибольший резонанс вызвал скандал с назначением в «КазТрансГаз - Тбилиси» временного управляющего. Грузинская сторона сослалась при этом на задолженность компании в размере 49 млн долларов. Президент Саакашвили резко раскритиковал казахстанские компании за срыв строительства гостиничного комплекса «Ликани» заявив, что «инвесторы полностью разрушили старую гостиницу, но ничего не построили и оставили людей без работы, как в Боржоми, так и в Аджарии, где мы специально для них выселили беженцев из гостиниц (купленных казахами), но на заплаченные им деньги они ничего не смогли купить».

В то же время, в Тбилиси категорически опровергают версию о том, что грузинские власти намерены выдавить казахстанских инвесторов из страны. Источник в министерстве экономического развития сказал ВК: «Грузия хочет привлечь побольше инвестиций и непонятно, почему мы должны быть заинтересованы в выдавливании инвесторов, если они выполняют свои обязательства - вкладывают деньги и создают рабочие места».

Между тем, по мнению независимого эксперта Георгия Хухашвили, «претензии казахской стороны о том, что им не позволили поднять розничную цену на природный газ – безосновательны и несправедливы. Кубометр газа для населения в Тбилиси уже стоит около 30 центов. Это просто фантастическая цена для стран СНГ, не говоря уже о самом Казахстане или России. Вообще-то конфликт в связи с казахстанскими инвестициями был ожидаем, поскольку это не совсем обычные инвестиции – речь идет о государственных деньгах, которые инвестируются по довольно непрозрачным схемам и при попустительстве грузинского правительства. Я не сомневаюсь, что за большинством из этих инвестиций стоит Россия, в частности «Газпром», который имеет огромное влияние на «КазМунайГаз». Я не удивлюсь, если в один прекрасный день окажется, что все имущество, купленное казахстанцами, перейдет в руки российских компаний».

Судя по всему, грузинские власти больше всего опасаются именно этого, помня о том, что в 2003 году одним из аргументов противников президента Шеварднадзе стал казус с продажей американской компанией AES тбилисской электрараспредилительной сети «Теласи» РАО ЕЭС. Однако, по данным ВК, власти «доверительно» предупредили казахстанских коллег, что кандидатура потенциального покупателя должна быть согласована с правительством.

Что касается всех других проектов, то большинство из них все-таки со временем будет доведено до конца. Во всяком случае, представитель МИД Казахстана Ержан Ашикбаев заявил: "Задержка инвестиций связана с негативными последствиями мирового финансового кризиса. Но казахстанские инвесторы в отношении этих проектов проводят необходимые переговоры с грузинскими властями. При этом речь никаким образом не идет об отказе от этих проектов, речь идет лишь о временном переносе сроков их исполнения. Что касается в целом инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества, то Казахстан по-прежнему остается крупнейшим инвестором в экономике Грузии".

Тем не менее в Тбилиси считают, что последовательность казахстанской стороны вызвана прагматичными соображениями. Эксперт по вопросам энергетики Мамука Лежава заявил ВК: «Если газораспределительная компания всегда нужна, вполне ликвидна и покупателей еще можно найти, то все, связанное с туристическим бизнесом и соответствующей инфраструктурой, в условиях кризиса пользуется гораздо меньшим спросом, а значит, увести инвестиции из этих сфер казахстанцам не удастся. Им выгоднее договорится с грузинской стороной о переносе сроков осуществления проектов (ссылаясь на форс–мажор, то есть войну), на несколько лет законсервировать строительство и затем, при улучшении конъюнктуры возобновить проект для того, чтобы хотя бы вернуть уже вложенные средства».
25350 просмотров