Вестник Кавказа

Будущее ОДКБ и цена узбекского нейтралитета

Владимир Муратов
Нынешним летом Узбекистан в очередной раз принял решение выйти из Организации Договора о коллективной безопасности. Секретариат ОДКБ 28 июня получил соответствующую ноту из Министерства иностранных дел этой страны. Пока эксперты обсуждают причины, по которым Узбекистан прекращает сотрудничество, «нейтралы» успели продемонстрировать отношение к ОДКБ. Так, узбекские власти отказались предоставить коридор для военной техники Казахстана, следовавшей на север Таджикистана для участия в антитеррористических учениях Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) "Мирная миссия-2012". Пришлось перебрасывать танки и прочие машины через территорию Киргизии. Что же ожидать в случае реального военного конфликта?

В чем причины очередного разрыва Узбекистана с военной организацией стран СНГ и какие изменения в военной политике Содружества влечет он за собой?

Договор, подписанный в 1992 году и вступивший в силу в 1994, поначалу объединил больше половины бывших республик Советского Союза - Армению, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Грузию и Белоруссию. Но через пять лет, в 1999 году Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Узбекистан из Договора вышли. Правда, уже в 2006 году, после событий в Андижане Узбекистан вступил обратно. Тогда власти рассчитывали, что вооруженные силы ОДКБ могут принять участие в подавлении мятежа. Но сработал один из пунктов Договора, по которому такие вооруженные действия могли происходить только против внешнего врага, а не для защиты режимов стран-участниц Договора от внутренних потрясений. Кстати, об этом говорили и относительно недавно, во время кровопролития в Ошской долине Киргизии. Все это привело к достаточной критичной оценке организации и даже попыткам объявить ее декоративной организацией, не способной не то, чтобы сравниться с НАТО, но и даже с национальными армиями стран ОДКБ.

Насколько справедливы такие обвинения? В настоящее время усилиями ОДКБ создается кордон по всей афганской границей, через которую на территорию Центральной Азии идет мощный наркотрафик, нелегальный ввоз оружия и проникновение бандитских формирований, в том числе и экстремистских организаций. Регулярно проходят учения, проводятся совместные антитеррористические операции и борьба с наркотиками. Исключение Узбекистана из этого кордона приведет к переформированию обороны, к усилению охраны границ с Узбекистаном (вплоть до закрытия), от чего может встать угроза свертывания экономических и гуманитарных связей с ним.

Парадоксально, но именно «афганский вопрос», как считают специалисты, и послужил толчком к разрыву отношений. Американцы и НАТО пообещали передать свое вооружение в Афганистане странам Центральной Азии, а практически все из них заинтересованы в бесплатном военном снаряжении и вооружении. Естественно, что американцы хотели бы получить что-то взамен, например, разместить свои базы, потому что с уходом из Афганистана они вовсе не хотят ослаблять свое присутствие в регионе. Большинство наблюдателей сходится во мнении, что пункт из устава ОДКБ, запрещающий размещение иностранных баз на своей территории без согласия всех участников, стал помехой для Узбекистана.

Справедливости ради надо отметить, что пока остались неясности с американским транспортным узлом в Киргизии. Да и в Казахстане вроде бы хотели создать транспортный хаб для НАТО. Возможно, что для эвакуации сил НАТО из Афганистана такой транспортной узел появится и в России, в районе Нижнего Новгорода. Но эти страны четко объявили, что никаких иностранных баз на своей территории не планируют. Узбекистан же ясности не внес и, судя по всему, собирается наладить отношения и с США (и, может быть, разместить базу США или НАТО на своей территории), и с будущим руководством Афганистана, которое образуется после того, как к власти придут талибы.

Естественно, что выходя из ОДКБ, власти страны не говорят о таких намерениях. Но четко продекларировали свою концепцию внешней политики. Ее суть сводится к следующим четырем пунктам:

1. Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать различные союзы, входить в отдельные содружества, а при необходимости и выходить из них.
2. Республика Узбекистан оставляет за собой право входить в отдельные межгосударственные образования, а при трансформации последних в военно-политические блоки и выходить из них.
3. Республика Узбекистан не допускает размещения на своей территории иностранных баз и объектов.
4. Республика Узбекистан и ее вооруженные силы не принимают участия в миротворческих операциях за рубежом.

Исходя из этого, Узбекистан хотя и участвует в наднациональных объединениях, однако не проявляет себя как активный участник. Ташкент видит в таких блоках и союзах угрозу своему суверенитету. Впрочем, не стоит делать трагедии из решения Узбекистана. Если уж мы начали проводить параллели между ОДКБ и НАТО, то вполне уместно вспомнить, что в свое время Франция выходила из военной организации НАТО. Кроме того, развитие экономических отношений стран Центральной Азии обладает гигантским потенциалом и будет способствовать укреплению их взаимопонимания и сотрудничества во всех сферах. Не исключено, что через какое-то время будут найдены и новые точки соприкосновения и в военной сфере.
15150 просмотров