Вестник Кавказа

Не сводить счеты, а вести переговоры

Муса Мусаев, Дагестан

Как отмечалось ранее в материалах "Вестника Кавказа", в Дагестане на республиканском уровне в данное время нет политических сил и национально-клановых групп оппозиционных к действующему президенту Магомедсаламу Магомедову. Но в целом ситуация остается сложной, и весьма запутанной. Существует масса замаскированных и законсервированных проблем. Эти проблемы по-прежнему в лучшем случае выплескиваются в митинги, в худшем случае в вооруженное противостояние, и умело переводятся заинтересованными силами на идеологическую плоскость.

Хотя на республиканском уровне между политическими силами достигнут хрупкий консенсус, на муниципальном уровне оппозиционные к местным властям общественные объединения без конца устраивают пикеты и митинги то в одном, то в другом районе. К сожалению, не прекращаются и террористические акты.

Причин для недовольства людей остается множество. Но самые серьезные среди них – похищения людей, земельные конфликты, запущенное образование и здравоохранение, безработица, отсутствие элементарных условий вроде воды, света и газа. В последнее время наблюдается подъем митинговой активности, обусловленный надеждами на решение старых проблем новыми республиканскими властями. Никто из опрошенных экспертов не берется прогнозировать ситуацию, когда у президента есть кредит доверия, а многим муниципальным правителям их избиратели публичными акциями выносят вотум недоверия.

Пока президент придерживается нейтральной позиции, не поддерживая ни глав муниципалитетов, ни оппозиционные им группы. Он принимает, выслушивает и тех и других, пытаясь решить проблему путем диалога. Министры же выезжают туда, где вспыхивают конфликты.

Переговоры необходимы, поскольку законные формы протеста митинги рано или поздно могут исчерпать себя и от искры перерасти в вооруженные конфликты.

Ранее многие конфликты развивались самотеком, и власть на них не реагировала, а наоборот отгораживалась. По одной из версий активные и молодые участники митингов, пополняющие ряды безработных, в конечном счете, позже уходят в ряды боевиков. И, тем не менее, ресурс общественного, национального и религиозного согласия все еще не исчерпан.

Вовлекая молодежь, к диалогу можно минимизировать социальную базу боевиков и тем самым подпитку их рядов новыми кадрами. Кроме того, президент Дагестана дал понять, что ресурсы диалога с боевиками тоже не исчерпаны. - «С вооруженными людьми, которые не совершали тяжких преступлений можно вести переговоры», - отметил он.

Наиболее часто за последние несколько месяцев акции протеста проводили представители кумыкской общины. Авторитет и убедительные аргументы известного общественного деятеля члена Общественной палаты, руководителя общественной организации «Толеранс» Абсалитдина Мурзаева предотвратили возможные эксцессы во время самого массового митинга, прошедшего за последние три месяца. В составе кумыкской делегации по вопросам урегулирования конфликтов он встречался с президентом. Он и рассказал корреспонденту ВК, с чем не согласны кумыки и куда уходят корни их недовольства.

"Митинг 16 февраля был стихийным выступлением в основном молодежи, которая обостренно воспринимает несправедливость по отношению к своему народу. Он ни кем не был организован. Ранее происходили митинги, организованные претендентами на тот или иной пост. Но у этого самого массового митинга были другие мотивы. Многие это не могут или не хотят понять. Предпосылкой акции стало самовольное строительство на склоне горы «Тарки-Тау». В декабре в поселке Тарки прошли общественные слушания с участием чиновников, где ставился вопрос о том, что Тарки-Тау это символ кумыкского народа. Кумыкская общественность считает, что там никакого строительства не должно быть. В Тарках действует постоянный штаб, который следит за ситуацией.

Собравшиеся люди были недовольны самозахватами земель на «Тарки-Тау». В это же время произошла смена правительства. И на этом сходе молодежь более глобально поставила вопрос, и начала говорить обо всех проблемах кумыков.

На своих исконных территориях мы превратились в меньшинство, и за счет 8 тысяч гектаров земель жителей Тарки решили чеченско-лакскую проблему. Постоянно проходят митинги жителей поселков Тарки, Кяхулай и Альбуркент, которые насильственно были переселены на земли чеченцев в Новолакском районе.

Союз общественных объединений «Сплоченность» и «Толеранс» старались перевести все действия молодежи в конструктивное легитимное русло. И это удалось сделать. Мы объяснили то, что можно провести санкционированный митинг, а решение о назначении председателя правительства принимается федеральным центром. В министерство регионального развития мы представили аналитическую справку, где отразили все проблемы кумыков. Представитель департамента межнациональных отношений МРР приезжал для ознакомления с ситуацией на месте.

Полагаю, что надо также провести инвентаризацию земель отгонного животноводства. Есть излишки земель и их нужно отдать местным хозяйствам. Например, в поселке в Львовское -1 недавно назрела конфликтная ситуация. Примерно 784 гектара находятся в собственности так называемого СПК Казбековского района. Под оболочкой СПК отдельные лица владеют десятками тысяч гектаров земли. И далеко не жители Казбековского района получают оттуда отдачу. Поэтому нужно вникнуть в эти сложные вопросы. Неуправляемая толпа хотела перекрыть федеральную трассу, поджечь хозяйства, выселить работников. Мы им этого не позволили.

Но проблема как таковая осталась. При каждом обострении создаются комиссии, но решения не принимаются. В этом селе 350 хозяйств, больше двухсот семей на севере. Те пишут главе района, мы хотим вернуться к себе домой. Но глава разводит руками, не может выделить им земли. Хотя численность населения, количество молодых семей сильно возросло. В некоторых дворах живут по пять братьев со своими семьями. Поэтому нужно провести инвентаризацию и перераспределить земельный фонд», - прокомментировал ситуацию Абселитдин Мурзаев.
17300 просмотров