Вестник Кавказа

ООН РЕКОМЕНДУЕТ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Несмотря на активное противодействие России, Генассамблея ООН приняла подготовленный Грузией и ее союзниками проект резолюции о возвращении беженцев в Абхазию и Южную Осетию. За документ проголосовало 48 стран, 19 высказалось против, 78 воздержалось. Постпред России при ООН Виталий Чуркин назвал резолюцию «политизированной и конфронтационной», которая «никак не будет содействовать укреплению доверия между грузинской, абхазской и южноосетинской сторонами, что является условием решения проблем беженцев».

В резолюции, носящей рекомендательный характер, говорится о необходимости «разработки графика добровольного, безопасного и беспрепятственного возвращения всех беженцев, пострадавших в ходе конфликтов в Грузии». В ней также подчеркивается необходимость соблюдения имущественных прав беженцев и содержится призыв воздерживаться от приобретения собственности в нарушение этих прав. Ранее МИД России назвал проект резолюции «контрпродуктивным и бесконечно далеким от реалий, несмотря на ее смягчение в результате усилий ЕС». Российское внешнеполитическое ведомство посетовало на то, что документ предварительно не был передан для обсуждения российскому представительству при ООН.

В момент принятия резолюции в Грузии была уже ночь. Тем не менее Президент Саакашвили немедленно вышел на лужайку перед президентским дворцом и назвал произошедшее «огромным успехом грузинской дипломатии и позорным поражением России». «Вокруг этой резолюции несколько месяцев шла ожесточенная борьба. Москва прибегала к шантажу членов ООН, попытке их подкупа, говорила о повышении или снижении цен на газ. То есть применяла все методы запугивания и давления, которые Россия получила в наследство от СССР. Москве удалось запугать некоторых должностных лиц ООН, которые в последний момент отказались вести заседание. Но ничего ей не помогло», - отметил.

«Резолюция доказывает, что правда на нашей стороне и борьба только начинается. Напрасно Россия делает «конструктивное лицо» говоря: «Я проглотил части соседнего государства, дайте мне их переварить и будем вести конструктивный диалог с Грузией». То же самое говорил Гитлер после оккупации части Чехословакии. Но сейчас другие времена. Никакого диалога с оккупантом не будет до освобождения наших оккупированных территорий. Мировое сообщество не проглотит оккупацию и этнические чистки!» - утверждал глава государства.

Председатель парламента Давид Бакрадзе отметил, что «мировое сообщество однозначно поддержало Грузию в борьбе за деоккупацию. Причем, поддержало в ООН – главном институте защиты международного права». А согласно заявлению министра иностранных дел Григола Вашадзе, «страна одержала важнейшую победу на поле международного права, где сейчас проходит линия фронта борьбы за деоккупацию».

В МИД Грузии ВК сообщили, что в ходе подготовки резолюции, грузинским дипломатам пришлось столкнутся с рядом трудностей. «Конечно, трудности были, но в итоге нам удалось создать большую коалицию стран, которые поддержали нашу позицию - сказал в беседе с ВК начальник департамента МИД по работе с международными организациями Серги Капанадзе. – Россия же смогла сколотить в два с половиной раза меньшую коалицию, потому что правда и справедливость на нашей стороне, а когда твое дело правое – мир всегда поддержит. И наоборот». Господин Капанадзе сообщил, что США и ЕС в принципиальном плане поддерживали грузинскую позицию с первого дня, однако в ходе консультаций с ними первоначальный проект действительно был несколько смягчен. «Конечно, в ходе рабочих консультаций с коллегами из ЕС мы доработали первоначальный проект резолюции. Это нормальный, рабочий процесс. А с Россией никаких консультаций не было и быть не могло, поскольку еще за несколько недель МИД РФ назвал «контрпродуктивным» саму идею права беженцев на возвращение. О чем же с ними было говорить?» - заключил Капанадзе.

По мнению бывшего посла Грузии при ООН Резо Адамия, «резолюция имеет рекомендательный характер и не является механизмом, который способен принудить Москву согласиться с возвращением беженцев, однако это все-таки политико-дипломатичесская победа Грузии».

Тем не менее в Тбилиси считают, что Грузия отныне может апеллировать к резолюции при защите имущественных прав грузинских беженцев в международных судебных инстанциях и опротестовывать любые процессы приватизации жилья и другой недвижимости на территории Абхазии и Южной Осетии.
10710 просмотров