Вестник Кавказа

Азербайджан: искусство дипломатического маневра

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Азербайджан, в силу своего географического положения и нефтегазовых ресурсов оказавшийся на стыке геополитических интересов мировых и региональных держав, находится в состоянии непрерывного дипломатического маневра. Баку традиционно выстраивает мультивекторную политику, ставя во главу угла собственные интересы, но оставаясь открытым для кооперации и сотрудничества со всеми ведущими региональными и мировыми силами.

В результате такой политики Баку смог сохранить добрососедские отношения с Россией, которые, по заверениям руководства обеих стран, вышли на уровень "стратегического партнерства". Россия стала первым государством, с которым Азербайджан решил все вопросы, связанные с делимитацией границ, включая и судьбу сел Храхоба и Урьяноба.

Одновременно Азербайджан поддерживает дружественные связи с Грузией, которые президент Михаил Саакашвили оценивает весьма высоко. Экономическая составляющая азербайджано-грузинских отношений, обусловленная совместными энергетическими проектами, играет здесь важную роль. Помимо всего прочего, Азербайджан является крупнейшим инвестором в Грузию. Нельзя забывать и про этнический фактор: в Грузии проживает около 400 тысяч азербайджанцев, которые все активнее вовлекаются в политическую жизнь грузинского государства.

Куда более неоднозначными являются отношения с Ираном. В Баку явно не стремятся вести со своим южным соседом «игру на обострение». Азербайджан не раз заявлял, что не допустит использования своей территории против Ирана. Официальные лица двух стран говорят о добрососедстве, исторических связях и «братских отношениях». Однако стоит указать и на большое число раздражителей в двусторонних отношениях. Это и ирано-армянское сотрудничество, и поддержка Тегераном фундаменталистских течений в Азербайджане, и даже попытки организации терактов на территории Азербайджана. В Иране постоянно выражают свою обеспокоенность набирающим обороты сотрудничеством между Баку и Тель-Авивом в области экономики и поставок вооружени. В реальности же ИРИ видит в независимом Азербайджане потенциальную угрозу для собственной территориальной целостности. Несмотря на то, что Азербайджанская Республика не выдвигает никаких притязаний на иранский Азербайджан, письменно обязалась не допускать антииранских действий со своей территории, а также дистанцируется от вмешательства во внутренние дела ИРИ, сам факт существования независимого азербайджанского государства может выступить катализатором центробежных настроений среди иранских азербайджанцев. Напомним, в отличие от тех же иранских армян, азербайджанцы в ИРИ лишены возможности учиться на родном языке, создавать свои культурные центры и т.д. В таких условиях наличие на севере светского Азербайджана с его ярко выраженной тюркской идентичностью не может не беспокоить теократический режим в Тегеране, активно подавляющий тюркский элемент в стране. Тем не менее перепалки между Баку и Тегераном редко выходят за рамки дипломатического протокола и в основном остаются на уровне публикаций в СМИ, а официальные лица по-прежнему говорят о "братских отношениях".

Основным союзником Азербайджана продолжает оставаться Турция. Две страны активно сотрудничают в политике, экономике, сфере безопасности. Так, Турция является гарантом безопасности Нахчыванской Автономной Республики, не имеющей сухопутной границы с остальной территорией Азербайджана. В августе 2010 года президент Азербайджана Ильхам Алиев и его турецкий коллега Абдулла Гюль подписали Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, открывающий двум странам возможность оказывать прямую военную помощь друг другу в случае агрессии против одной из них. Анкара и Баку выступают с идентичных позиций в вопросах урегулирования нагорно-карабахского конфликта и т.н. "геноцида армян". В сирийском и иранских вопросах также отчетливо просматривается совпадение многих внешнеполитических ориентиров Баку и Анкары.

Судя по утечкам в некоторых российских СМИ, не последнюю роль Анкара играет и в российско-азербайджанских переговорах о продлении срока аренды Россией Габалинской РЛС. Во время своего недавнего визита в Баку председатель Совета федерации РФ Валентина Матвиенко заявила, что большинство вопросов в переговорах вокруг Габалинской РЛС решены. По информации агентства "РЕГНУМ", между Москвой и Баку, наконец, достигнута договоренность по поводу цены за аренду. Однако Баку требует от Москвы гарантий того, что деятельность РЛС не будет направлена против Турции, сообщает близкий к переговорам источник российского агентства. Пойдет ли на такой шаг Россия - вопрос открытый. Однако практически аналогичные требования Кремль выдвигает к США в связи с развертыванием систем ПРО в НАТО, и этот факт Москва не может не учитывать.

С Анкарой Баку связывает и перспектива выхода на европейский энергетический рынок. Строительство Трансанатолийского газопровода, в котором Госнефтекомпания Азербайджана имеет долю в 80%, позволит Азербайджану стать самостоятельным продавцом и поставщиком собственного газа со второй стадии разработки месторождения "Шахдениз" на европейские рынки. Для Азербайджана важно диверсифицировать маршруты поставок сырья и выйти на новые рынки сбыта, Турция же планирует получать 6 млрд кубов азербайджанского газа для покрытия собственных потребностей. Ну а у Евросоюза и США здесь имеются цели не только и не столько экономического характера. Получение доступа к энергетическому сырью из Каспийского бассейна является одной из приоритетных задач Запада, имеющих геополитический подтекст. И в Вашингтоне, и в Брюсселе таким образом намерены диверсифицировать источники энергоносителей для Европы и создать такую ситуацию, когда бы поставки нефти и газа не могли использоваться в качестве средства политического давления. В таких условиях «связка» Баку-Тбилиси-Анкара играет ключевую роль. Одновременно Евросоюз прилагает усилия и для подключения Туркменистана к региональным проектам, активно лоббируя строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря в Азербайджан. С его помощью предполагается выводить на европейские рынки уже и туркменский газ. Переговоры Европейской комиссии с Азербайджаном по гарантиям для Транскаспийского газопровода могут быть завершены в середине 2012 года. Как сообщает 1news.az со ссылкой на РБК, об этом сообщил журналистам еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер в кулуарах конференции "Энергодиалог Россия - ЕС: газовый аспект". "Это не функция Еврокомиссии давать гарантии, наша задача - организовывать работу", - оговорился он.

Бесспорно, на этом фоне значимость Азербайджана в планах Евросоюза и США существенно возрастает. Свидетельствует об этом и тот факт, что президент США Барак Обама в качестве новой кандидатуры на должность посла этой страны в Азербайджане выдвинул Ричарда Морнингстара. Морнингстар, напомним, является спецпредставителем Госдепа США по энергетическим вопросам в Евразии. Выбор во многом симптоматичный и свидетельствующий о приоритетах политики США в Азербайджане. Официальный Баку с успехом пользуется возросшим политическим весом на международной арене, чтобы достичь справедливого урегулирования конфликта с Арменией в рамках международного права. Принятая на прошлой неделе резолюция Европейского парламента, фактически увязавшая заключение ассоциативного соглашения между ЕС и Арменией с деоккупацией азербайджанских земель, стала тому косвенным подтверждением. Жесткие и однозначные формулировки в резолюции в адрес Армении, не оставляющие сомнений в том, что Ереван является агрессором в конфликте, крайне нехарактерны для весьма осторожных европейцев. Можно предположить, что Баку здесь успешно пролоббировал собственные национальные интересы.

Наметившийся крен Азербайджана в сторону Запада, который выражается в его участии в западных энергетических проектах, напрямую увязан со стремлением Баку решить основные проблемы и вызовы, стоящие перед страной. А это не только Карабах. В стратегическом плане в Баку работают и над получением доступа к долгосрочному рынка сбыта энергоресурсов. Предложение российского "Газпрома" по закупке всех объемов азербайджанского газа по мировым ценам звучит на первый взгляд заманчиво, но такая перспектива безнадежно «завязывает» Азербайджан на одном направлении экспорта собственного газа, что сопровождается определенными политическими рисками. Пример таких рисков - возникшие проблемы между "Газпромом" и Туркменистаном.

Многие эксперты на этом фоне считают возможным говорить об усилении прозападного крена во внешней политике Азербайджана. Однако нельзя не заметить, что этот «прозападный крен» не носит антироссийского характера. В Баку воздерживаются от антироссийских пиар-акций и продолжают развивать связи со своим северным соседом в тех областях, где это соответствует интересам Азербайджана. А потенциал сотрудничества двух стран огромен. Это и гуманитарная сфера, и промышленность, и коммуникации, и многое другое. Успешно сотрудничают также спецслужбы двух стран в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом.

Таким образом, выстраивая свою многовекторную внешнюю политику, Азербайджан проводит независимый курс, отвечающий собственным интересам. Возможно, именно в этом и состоит искусство дипломатического маневра.
38510 просмотров