Вестник Кавказа

Вахтанг Кикабидзе: «Не собираюсь восстанавливать отношения с Россией»

Новости-Азербайджан
Эксклюзивное интервью "Новости-Азербайджан" с Народным артистом Грузии Вахтангом Кикабидзе:

- Как вы думаете, останется ли прежний президент у власти или власть поменяется?

- Михаилу Саакашвили ни в коем случае нельзя сейчас уходить в отставку, так как, если он уйдет, это сыграет на руку России. Поэтому тут необходим радикальный подход к сложившейся ситуации. Ходят слухи о том, что власть в Грузии перейдет в парламентскую форму правления. Я надеюсь, что они придут к какому-то справедливому решению. Такой демократии, как в Грузии, сейчас нет ни в одной стране постсоветского пространства.

- Какие серьезные упущения были со стороны правительства?

- Дело в том, что у всех правителей были свои упущения. Хотя я не хотел бы вдаваться в политику, но от этого никуда не деться. Без ошибок не бывает. Большинство наших руководителей молоды, они чему-то учатся все время и набирают опыт. Кроме упущений, нужно отметить и их достижения. Армии в Грузии не было, а Саакашвили ее создал, одетую, обутую. С Грузией разговаривает весь цивилизованный мир, и это очень важный момент. Например, Азербайджан спасла нефть, когда начались неприятности. А когда есть нефть, страна принимает другой статус, ведь в нефти заинтересованы, как группы, так и страны, в частности, западные.

Около месяца длятся выступления оппозиции. Если бы в Москве подобное длилось хоть 4 дня, оппозиционеров бы давно разогнали. А здесь их никто не трогает, это показатель демократии в Грузии. У оппозиции есть шанс сесть за стол переговоров с правительством и внести свои поправки на благо государству. Оппозиция должна существовать, так как без нее нет политики.

- Возможна ли новая военная конфронтация в Грузии?

- В принципе, российская политика не предсказуема, я ничего не могу сказать по этому поводу... Если война сейчас начнется, то от Грузии ничего не останется. Но, в том, что весь мир будет против российской политики, это однозначно. На европейском саммите российские дипломаты как бы ни старались заменить слово "оккупация" другими, все же европейцы подтвердили это. Отец мой погиб во время второй мировой войны в 1942 году, я довоенный ребенок. Самым плохим словом я считал слово "оккупант". Потому что по радио часто слышал "немецкие оккупанты". Правят Россией сейчас два президента, один официальный, другой не официальный, такого никогда не бывало и не должно быть.
И вообще, какую войну может вести Грузия? Грузия только может защищаться. У нас войны не было, это Россия говорит о войне, а мы защищали свою землю. Если бы перешли на сторону российских границ, тогда можно было бы говорить о войне.

- Как отразились события на Ваших планах?

- Все прервано... Последние гастроли в России были у меня в конце весны прошлого года, когда я уехал оттуда, после этого уже не ездил.

- Не собираетесь ли Вы восстанавливать отношения с Россией?

- Не собираюсь... Очень много поступает приглашений из России, много звонков и писем приходят от каких то разных людей, где они извиняются за содеянное. Ведь произошедшие в Грузии события - это дело рук российских политиков, а народ тут не причем.

- Правда ли, что все важные решения за Грузию принимает Запад. Россия в этом стойко убеждена...

- Я думаю, что это не совсем правильно, так как Россию устраивает такая позиция. Они сейчас все сваливают на Запад, а давят Грузию, это всего лишь политический прием, он является классическим. Естественно, Грузия хочет интегрировать в Европу, в НАТО, я это только приветствую, и много раз об этом говорил. Ведь кто-то же должен защищать интересы маленькой страны. Но давление на Грузию началось гораздо раньше, больше 20 лет тому назад, когда Россия хотела упразднить грузинский язык и сделать государственным языком русский. Я сам тогда был молодым и находился в рядах демонстрации с молодежью. Это было во времена Шеварднадзе. Кстати, он тогда очень сильно встал на сторону защиты языка. Кто знает Советский Союз, поймет, о чем я говорю.

Затем 1989 год, 9 апреля, когда был погром в Тбилиси, до этого никто не мог поверить, что это может произойти, студенты голодали около дома правительства, когда вошли российские танки и лопатами стали рубить людей. В основном солдаты расправлялись с женщинами. А ведь у людей в сердце все остается. С тех пор это так и идет. А сейчас российская политика ведет такую пропаганду, что, якобы, это грузины начали войну. О какой войне речь, когда сама Россия обстреливала деревни. На днях слушал передачу, где президент Абхазии Сергей Багапш сам сказал, что около 10 тысяч российских солдат на границе стоят, и каждый раз все пополняется техникой и тяжелой артиллерией. Это чистой воды интервенция. Ну, Азербайджану удивляться нечего, так как он сам на 20% потерял территории.

- Есть ли шансы вернуть Абхазию и Южную Осетию?

- Земли отдавать так просто нельзя, за них надо бороться. Россия большая страна, если у нее оторвут маленький кусок, она и не почувствует. Для нас грузин это смерти подобно. Поэтому подключается и западный мир.

- Как вы прокомментируете недавний теракт в Азербайджане?

- Азербайджан - ближайшая братская страна. Я очень люблю Баку и очень переживал. Нормальный человек такое совершить не мог бы. Я думаю, что это психологический момент. Террорист так не поступил бы. Сам факт содеянного - ужасен, и меня это задело за живое, жалко людей... По российскому каналу RTVI информацию преподнесли в искаженном виде, якобы какой-то грузинский студент убил 17 человек...

- Какие у Вас дальнейшие планы, собираетесь ли в Баку?

- В Грузии я подружился с компанией SOCAR, сейчас ведется интенсивный разговор о том, чтоб я представлял наш Бакинский концерт. Я с удовольствием поеду в Баку. И вообще они предлагают мне стать рекламным лицом компании SOCAR. Последний мой визит в Баку состоялся два года тому назад. В филармонии проходили мои концерты. Официально 26-27 мая дам концерт ко дню независимости Грузии в театре имени Шота Руставели. Затем в Батуми. 2 июня собираюсь в Нью-Йорк. Концерты будут проходить в 10-ти самых крупных городах Америки. Это будет моим 8-м визитом с концертной программой в Америку.

- Как Вы прокомментируете возможность открытия турецко-армянской границы?

- Честно говоря, когда я узнал, что Турция и Армения начали вести переговоры, я не поверил в это, подумал, что кто-то шутит. Вопрос о решении открытия границы исходит от Армении и Турции. Конечно же, на протяжении многих лет существовали серьезные причины, останавливающие их от принятия этого решения.

- Ваш взгляд на решение карабахского конфликта.

- То, что касается нагорно-карабахского конфликта, я помню тот день, когда все началось. Я в то время был на гастролях в России. Думал, что какая-то делегация поедет из Москвы и все решится. Но никого не отправили. Ведь на национальной почве легко поднимать смуту. В России это заранее планировалось и разрабатывалось. Это мое субъективное мнение.

Я очень хорошо был знаком с Гейдаром Алиевым, помню, когда мы приехали на кинофестиваль в Баку. У нас с ним состоялся простой разговор о том, что отторжение земель это большой грех, народы такого никогда не прощают друг другу.

Наш случай аналогичен вашему конфликту с Арменией, причем везде доминирует русская политика.
Как говорит Мкртычян в фильме "Мимино", "скажу одну умную вещь, только вы не обижайтесь", недавно меня пригласили на собрание кавказских делегаций.... Я конечно в политике не очень разбираюсь, но думаю, что Кавказ должен стать единым домом. Я не имею в виду единое правление в регионе. Так, если Грузия, Азербайджан, Армения и Северный Кавказ объединятся под какими-то общими правилами, будет очень весомо, и весь мир поддержит это решение, и я тоже поддержал бы эту идею.

Самыми большими врагами по российскому пиару были прибалты, затем их оставили в покое и перешли на нас. Кто будет следующей жертвой, не известно. Российские депутаты, такие, как Жириновский, говорили о том, что Грузию надо разбить на губернии. Есть специальный отдел в Думе, который этим вопросом и занимается. Потому что 80% народа не знает настоящую ситуацию.

Советский союз породил амбициозных политиков, в то время как политика должна быть без амбиций, и если бы я возглавлял какую-то страну, моим девизом были бы "цивилизованная жизнь и любовь друг к другу". Каждый политик должен помнить о том, что он временное явление. Каждое действие должно контролироваться, чтобы правнукам не стыдно было называть имя своего предка. Люди начинают разбирать их деяния после их ухода.
29245 просмотров