Вестник Кавказа

Чем заполнить бюджет Тбилиси?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В Тбилисской городской думе - Сакребуло, продолжаются бурные дебаты между правящей коалицией «Грузинская мечта» (ГМ) и оппозиционной партией Единое национальное движение (ЕНД) о неслыханной инициативе новоизбранного мэра столицы Давида Нармания, предложившего покрыть дефицит городского бюджета банковским кредитом в размере 30 миллионов лари ($17,44 млн).
С учетом общего объема столичного бюджета (около 785 миллионов лари), сумма не очень большая, но важен прецедент: никогда раньше, за всю историю независимой Грузии, центральный, тем более муниципальный бюджет на пополнялся за счет коммерческого кредита.

По большому счету, в самом факте кредитования госбюджета за счет привлечения средств из частных структур нет ничего экстраординарного - во многих демократических странах это в порядке вещей. Не противоречит инициатива и законодательству Грузии. Но поскольку никогда раньше ничего подобного не было, оппозиция, также как журналистское и экспертное сообщество, сразу превратили новость в сенсацию и главную тему для обсуждения в ходе различных ток-шоу. Тем более что скандал создает почву для «политического клинча»: соратники Михаила Саакашвили упрекнули "ГМ" в крахе бюджетной политики, неспособности собрать налоги и разбазаривании огромного финансового ресурса. «Покидая власть, мы им оставили почти $1,5 млрд а они довели до того, что берут дорогие кредиты в банках», - посетовал один из лидеров ЕНД Михаил Мачавариани. По его словам, «власти не могут выполнить доходную часть бюджета, им не удается собрать налоги и они пустились во все тяжкие для «латания дыр» за счет будущих поколений».

В ответ депутаты Сакребуло от "ГМ" обвиняют прежнее руководство мэрии в ошибках при планировании бюджета и заявляют, что эти ошибки, а также «авантюризм бывшего мэра Тбилиси» проявились уже при новой власти. Как известно, экс-мэр столицы, Гиги Угулава сидит в тюрьме, ожидая приговора по делу о растрате около 50 млн лари из городского бюджета.

По мнению же независимых экспертов, на самом деле, лукавят обе стороны: дефицит тбилисского бюджета образовался не в результате беспомощности новых муниципальных властей и их неспособности собрать налоги, а в процессе противостояния центральной и муниципальной власти. Когда Тбилиси все еще возглавлял Гиги Угулава, а к власти в стране пришла «ГМ» миллиардера Бидзины Иванишвили, правительство приняло решение засчитать «налог на собственность» в качестве «налога на добавленную стоимость». Решение легко объяснимо: первый налог является муниципальным, а второй можно забрать в центральный бюджет, чтобы деньги не достались бывшей правящей команде, стремившейся во время правления Угулавы превратить Тбилиси в грузинскую «вандею», - очаг сопротивления центральной власти «Грузинской мечты» и плацдарм для реванша в ходе муниципальных выборов июня текущего года.

Реванша не получилось, однако новое руководство мэрии вынуждено думать о заполнении бреши в бюджете. Новый мэр Давид Нармания пока испросил лишь разрешения «взять кредит при необходимости» и правящее большинство Сакребуло его поддержало, несмотря на ожесточенное сопротивление оппозиции. Но, по словам самого градоначальника, это не значит, что конкретное решение о кредите уже принято: «Кредит возьмем, если к концу года дефицит бюджета станет непреодолимой проблемой, – заявил Нармания. - Преимущество будет отдано тем коммерческим банкам, кто предложит лучшую процентную ставку в ходе специального межбанковского конкурса».

Недостатка в предложениях, конечно, не будет: банки с удовольствием выдадут коммерческий кредит государству (тбилисской мэрии), зная, что кредит наверняка будет возвращен уже через несколько месяцев, то есть сразу после утверждения бюджета на 2015 год, а банк получит солидный стопроцентно гарантированный доход.

Нармания утверждает, что намерен истратить кредит на нужды капитального строительства: ремонт городских коммуникаций, в том числе канализации и строительство олимпийской деревни для Молодежной олимпиады-2015. Но оппозиционеры стоят на своем. По их информации, на самом деле, кредит необходим для покрытия задолженности в социальной сфере, в том числе, финансирования детских садов и программ здравоохранения по линии обязательств мэрии в отношении социально незащищенных слоев населения.

В сухом остатке от политических дискуссий и взаимных обвинений остается важнейший прецедент получения государством кредита от коммерческого банка для заполнения бюджетного дефицита. К чему может привести этот прецедент в грузинских условиях? К разумному и рациональному привлечению краткосрочных внутренних инвестиций для решения конкретных текущих задач или финансовой безответственности, увеличению госдолга, а, в конечном счете, к инфляции и углублению экономического кризиса?
Ответ на этот вопрос наверняка будет четким и недвусмысленным, но получить его не удастся раньше чем через два-три года, когда станут очевидны основные результаты новой тенденции.

9110 просмотров