Вестник Кавказа

Американо-кубинская сальса

14 августа госсекретарь США Джон Керри отправляется на Кубу. О намерении восстановить дипломатические связи, прерванные в 1961 году, Гавана и Вашингтон объявили полгода назад, но эксперты говорят, что до нормализации отношений еще далеко. 

Эксперт Российского совета по международным делам Эдуард Белый полагает, что спорные вопросы меду США и Кубой будут решены со временем: «Кубинцы, как вьетнамцы и китайцы, могут воспринять рыночную экономику, но революционные идеи впитывались ими на протяжении многих десятилетий».

По словам эксперта, Куба, подобно Вьетнаму и Китаю, может жить по схеме «одна страна, но две политики»: «Одна – в области экономики, а другая – в области идеологии, которая остается под неизменным, жестким и строгим контролем Коммунистической партии во всех этих трех странах. На Кубе, скорее всего, вероятен именно такой вариант, а не смерть революции. Те, кто не воспринял революцию, проголосовали ногами. С Кубы иммигрировало разными способами чуть ли не 10% населения. Они образовали кубинскую диаспору, третью по влиятельности в США».

Эдуард Белый полагает, что рыночная экономика на Кубе так или иначе будет развиваться. Он опроверг предположение, что после восстановления дипотношений с США на Острове свободы начнутся «цветные революции» или «майданы»: «Мой опыт общения с кубинцами на Кубе и здесь в России достаточно значительный и говорит о том, что на Кубе эти вещи совершенно невозможны. Там возможна медленная, многолетняя эволюция».

Однако, как полагает Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов, США обязательно будут экспортировать на Кубу свои любимые технологии с разнообразными фондами: «Обратите внимание, несмотря на все запреты, один из первых таких как бы фейворов со стороны США – это разблокирование поставки телекоммуникационного оборудования на Кубу. С одной стороны, вроде бы как бы прогресс и хорошо. А с другой стороны, правильно, им же нужны интернет, телефоны, чтобы каким-то образом применять свои технологии».

В начале 1960-х США ввели против Кубы санкции, которые впоследствии переросли в полноценное торговое эмбарго. Американским гражданам и компаниям было запрещены совершать любые операции с Гаваной, под удар попали кубинский экспорт и суда, заходившие в порты острова. Регламентировалось даже количество средств, которое могли тратить на Кубе американские туристы.

По мнению Эдуарда Белого, отмена санкций  - один из самых сложных вопросов: «Но и по этому вопросу они договорятся. Американцы, хотя они как бы за принципы и упертые, но они всегда понимают, что лучше немножко уступить и получить больше. Многие пострадавшие собственники США получили страховку за свои экспроприированные предприятия и активы, там действует достаточно развитая система страхования, в том числе и от таких рисков. Это единственное трудное место в их отношениях, потому что все остальное они провели в стиле сальсы - очень быстро». Эксперт уверяет, что «кубинцы – народ очень практичный, и из всего социалистического лагеря наиболее самостоятельный в своей политике, как во внутренней, так и во внешней. Кубинцы всегда придерживались своей линии отношений с другими странами, в отличие от других государств социалистического лагеря».

Однако Алексей Мартынов удивляется, как 50 с лишним лет Куба выстояла в отсутствии отношений с главной региональной державой – США. «Понятно, что был Советский Союз, но и после Советского Союза почти 25 лет прошло, тем не менее, это (восстановление отношений Кубы и США, - прим. ред.) случилось только сейчас. Определенный запас прочности, в том числе идеологической, на Кубе был. Кубинцы руководствуются чисто прагматическими соображениями - невозможно развиваться в том регионе, не имея взаимоотношений с главной региональной державой». Что касается самих США, то для них, по словам эксперта, вопрос Кубы всегда был принципиальным. «Именно Куба стала той дверью, через которую уже в новейшей истории Россия вошла в Латинскую Америку. США, конечно, не закроют эту дверь, но максимально ее прикрыть им бы хотелось. Их раздражает наше активное присутствие в крупных латиноамериканских странах, которые США считают своими закромами. В англосаксонской политической логике это своего рода зеркала - Россия пошла в Латинскую Америку, в наши закрома, тогда мы пойдем в СНГ, в Украину и дальше, - полагает Мартынов.

В отличие от Эдурада Белого Алексей Мартынов утверждает, что американо-кубинские проблемы легко не решатся: «Там очень много проблем, целый пакет законодательных, блокирующих экономику Кубы в США вопросов, которые невозможно отменить ни за день, ни за месяц, даже за год. Если сейчас вдруг Обаме сильно понадобится послабление этих отношений, он не договорится с Конгрессом. Это само по себе очень длительное мероприятие, эти согласительные процедуры, плюс, они запросят такую цену, которую он не сможет заплатить. Не думаю, что эти американо-кубинские отношения изменятся мгновенно или принципиально что-то поменяется в жизни простых кубинцев… С одной стороны, кубинцев ждет новая интересная жизнь, от который они уже за эти 50 лет уже успели отвыкнуть, живя в условно другой реальности. А с другой стороны, их, конечно, ждут новые вызовы, проверка на прочность режима, на прочность государственности как таковой. В этом, наверное, и есть смысл».

13495 просмотров