Вестник Кавказа

Андре Видмер: «Нагорно-карабахский конфликт забыт»

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"

Собеседником европейского бюро «Вестника Кавказа» стал свободный журналист Андре Видмер, уже многие годы освещающий события в постсоветских республиках. Его статьи в разное время были опубликованы в таких известных швейцарских и немецких изданиях, как NZZ, NZZ am Sonntag, Die Welt, Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, Wochen Zeitung, Neues Deutschlandи другие. Видмер также является автором книги «Забытый конфликт», посвященной армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту. В течение четверти века мало кто в мире обращает внимание на миллионы вынужденных переселенцев, искалеченные судьбы, разрушенные города и села, а ведь именно таков итог деятельности идеологов и практиков этого искусственно созданного конфликта. Четыре резолюции, приятные ООН, не выполняются нынешним руководством Армении, несвободном в своих действиях. Между тем замораживание конфликта приводит к нарушению прав сотни тысячи людей. Андре Видмер из тех, кто не смог остаться в стороне от их беды, и громко заявил о военных преступлениях, призвав европейцев уделить внимание карабахской проблеме. Поведение многих ведущих стран мира в отношении этого конфликта удивляет - территориальная целостность Азербайджана нарушена, оккупировано более 20 процентов его территорий, страна получила около миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, но никто не бьет в колокола, чтобы сдвинуть с мертвой точки решение проблемы уже в течение 25 лет, не осознавая, что малое зло создает большое зло в планетарным масштабе. Смирение с этой несправедливостью, безнаказанность виновников этого конфликта означает не что иное, как поощрение создания больших проблем в любой стране.

- Господин Видмер, вы один из немногих европейских журналистов и фотографов, последовательно занимающихся проблематикой конфликтов на постсоветском пространстве. Что пробудило ваш профессиональный интерес к странам бывшего союза?

- В 2003 году я впервые в частном порядке посетил Москву вместе с отцом. Потом последовало еще несколько поездок, в ходе которых люди, страна и жизнь в ней начали интересовать меня все больше. К 2006 году я начал частично связывать со своим интересом к «востоку» также и свою журналистскую деятельность. Но я не военный фотограф. За исключением Донбасса, в этом году я был сконцентрирован на последствиях более ранних войн, результатах «замороженных конфликтов» - конфликтов, вроде нагорно-карабахского, продолжающихся десятилетиями. В первую очередь, я журналист, пишущий тексты. Но иллюстрированием своих репортажей я занимаюсь сам. Люди и места, о которых идет речь в моих статьях, по большей части присутствуют на фотографиях. Когда ты работаешь свободным журналистом, необходимо соответствовать газетным стандартам качества фотографий. В основном мне это удается.

- Как вы пришли к нагорно-карабахской тематике?

- Само название «Нагорный Карабах» было знакомо мне из газетных заголовков еще с 1990-х годов, когда я был еще совсем молод. И как журналисту мне нужны были, конечно же, интересные темы. Чем дольше я занимался этим конфликтом и чем чаще я ездил на Южный Кавказ, тем сильнее становился мой интерес. В Нагорном Карабахе я был дважды в течение нескольких дней. Во время третьей попытки попасть в Нагорный Карабах через Армению меня остановили в Ереванском аэропорту. Я часто бывал и в Азербайджане, оставаясь там также по несколько дней. Наиболее яркие впечатления – это, конечно, разрушенные населенные пункты, вроде Агдама и Шуши. Очень важны были также встречи с беженцами.

- Насколько я знаю, в Армению вам въезд запрещен. В связи с чем армянские власти приняли подобное решение?

- Официального ответа я не получал. Могу лишь предположить, что мои фотографии и статья о разрушенном Арменией и разграбленном городе Агдам сыграли здесь решающую роль. Как и сама моя поездка в Агдам, поскольку посещение этого города, по идее, запрещено.

- Какова была реакция европейской общественности на Вашу книгу “Der vergessene Konflikt“ («Забытый конфликт»), посвященную проблеме Нагорного Карабаха?

- Сказать откровенно? Моя книга была признана качественным трудом, но уровень продаж при этом оказался низким. Да, этот конфликт забыт. Причем, забыт и отодвинут на второй план уже много лет. Сегодня, когда на европейской повестке стоят такие проблемы, как «Исламское государство», беженцы в Средиземном море и Европе, а также война на востоке Украины, тема Нагорного Карабаха не часто упоминается в СМИ. Это несправедливо по отношению к беженцам в Армении и Азербайджане, поскольку и у них есть право на жизнь на собственной родине. И должно быть найдено решение для окончания армянской оккупации азербайджанских территорий. Международное сообщество должно взять на себя обязанность по разрешению данного конфликта, поскольку очевидно, что Армения и Азербайджан не в состоянии сделать этого. И, если будет необходимо, надо применять давление.  

 

- Недавно вы были также и на Донбассе. С какими впечатлениями вы вернулись из этой поездки?

- Положение там шаткое. Это я мог констатировать и в ходе своей последней поездки в августе. Наблюдается нехватка медикаментов, в особенности, для лечения хронических заболеваний. Одной из причин тому является экономическая блокада, введенная украинским правительством против сепаратистских районов. Уровень обеспечения продовольственными товарами крайне низкий. Многое завозится из России. Сейчас, когда на дворе лето, люди в сельской местности могут обеспечивать себя продуктами сами. Но многие получают и пакеты помощи. Донецк и Луганск сегодня отрезаны от мировых денежных потоков. Банки закрыты. Свобода передвижения людей ограничивается системой пропусков и малым количеством переходов между контролируемыми правительством территориями Украины и районами, находящихся под контролем сепаратистов. Ежедневные боевые действия также вызывают беспокойство. Особенно по ночам в центре Донецка слышны сильные взрывы, доносящиеся из более отдаленных районов на линии фронта. Военные действия ведутся и в других пунктах. На самом деле война не закончилась.  И эта неоконченная война является основным мотивом действий людей, живущих в регионе. Один молодой человек рассказал мне, как раньше он выходил на демонстрации с украинским флагом, но сегодня уже не может понять Киев. Блокада едва ли поспособствует тому, чтобы завоевать сердца людей на Донбассе. Экономическая блокада, на мой взгляд, крайне серьезная проблема. Мирное население страдает от нее больше, чем сепаратистские структуры. Цены завышены в два раза, все импортируется из России.

- Насколько, по-вашему, эффективны механизмы ОБСЕ по обеспечению режима перемирия в зоне конфликта?

- Позиция ОБСЕ является проблематичной, поскольку в ее отчетах слишком редко указывается, какая из сторон несет ответственность за обстрелы. Я нахожу позицию ОБСЕ, как и в ее посредничестве в нагорно-карабахском конфликте, беззубой. Я не могу знать о том, что происходит за кулисами. Однако то, что орудия не молчат, в любом случае, хорошим знаком не является.

20970 просмотров