Вестник Кавказа

Ингушетия: экономика, бренды и межнациональные отношения

В начале осени депутаты ингушского парламента большинством голосов снова избрали главой республики Юнус-бека Евкурова, который практически сразу взялся за "чистку" правительства. Кабинет министров был обновлен новыми кадрами практически на 60%, и сейчас в республике подводят своеобразные итоги предыдущего срока правления Евкурова и строят планы на будущее. Об итогах и проектах глава республики рассказал, приехав в Москву.

Экономика
По показателям роста экономики Ингушетия опережает план. Сейчас там реализуется порядка 40 инвестиционных проектов на общую сумму около 25 млрд рублей.
В сфере строительства с помощью инвестиционных и федеральных проектов строятся заводы по производству кирпича, щебенки, песка и других стройматериалов.
В ходе реализации проекта федеральной автодороги 80% расходного материала идет непосредственно из Ингушетии.
В сфере агропромышленного комплекса республика по темпам роста вышла на второе место в России. В этом году реализуются два проекта по интенсивным садам. Один проект –50 га, второй проект – 200 га. Итальянские компании реализуют тепличный проект. Под пилотный проект чесночного производства выделено 5 га земли.
Упор в республике делают на развитие малого и среднего предпринимательства. Здесь работают государственные унитарные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства, семейные фермы. "Мы обновили 100% машинотракторного производства, укрупнили государственные унитарные предприятия, их было более 40, сейчас 12, укрепили крестьянско-фермерские хозяйства и семейные подворья. Мы получаем сегодня 65-70% собственной продукции, решая вопрос продовольственной безопасности. По картофелю обеспечиваем республику на 100%, хотя раньше завозили, по кукурузе - на 80%", - говорит Евкуров.
По его словам, "такая же картина в реализации федеральных целевых программ развития Республики Ингушетия и Юга России. Мы в этом году сдаем только пять проектов экономического направления, это в частности это картонажная фабрика и модернизация завода электродвигателей малой мощности, которые в последующем тоже восполнят экономический потенциал республики. Мы с каждым годом увеличиваем собственные доходы на 12%, 15%, 20%. В 2008 году у нас 600 миллионов рублей собственных доходов, а сегодня мы уже достигаем к концу этого года 3-3,5 миллиарда рублей".
Строительство и реализация этих проектов позволяет создавать рабочие места. "За этот год и за прошлый год мы довольно серьезно сократили безработицу. Четыре года назад у нас было более 52 тысяч безработных, а сейчас 32 тысячи человек. Мы планируем в этом году еще на 10 тысяч сократить безработицу не только за счет введения в строй новых объектов, но за счет выявления скрытой рабочей силы", - говорит Евкуров.

Ингушские бренды
Ингушское руководство надеется, что брендом республики может стать горный мед и горные травы, в частности чай. "Довольно серьезная группа лиц занимается изучением трав. Мы планируем строить цех по производству и по сборке этих лечебных трав", - говорит Евкуров.
Брендом уже стала "рыбья кожа" (См. "ВК" "Рыбья кожа из Ингушетии"). "У этого предпринимателя есть уже торговые пункты в России. Мы прорабатывали вопрос об открытии производства в Италии", - обещает Евкуров.
Говоря о брендах "культурного назначения", глава республики вспомнил о «Башне согласия», которая откроется в конце года. "Такого количества таких памятников архитектуры, как в Ингушетии, нет нигде. Не только на Кавказе, не только в России, по оценкам, нет ни одного уголка на Земле, где такое большое количество, более 2000 памятников современных или старинных, сохранившихся было бы. В том числе сами развалины, они тоже имеют свою историю, свой бренд, - говорит Евкуров. - Ингушетия – самый экологически чистый субъект России, здесь нет крупных промышленных предприятий. Поэтому мы делаем сегодня такой бренд, как самые экологически чистые продукты питания. Многие приезжающие в республику уезжают с хорошим впечатлением от вкуса хлеба, который производится в Ингушетии. Не раскрывая фамилий, скажу, что периодически меня или моих помощников просят прислать в Москву ингушского хлеба, потому что он очень вкусный, очень полезный, и это тоже хороший бренд", - рассказывает Евкуров.
По его мнению, брендами республики могут стать также «Курорты Северного Кавказа», детское питание и текстиль.

Межнациональные отношения
"Так уж сложилось в практике регионов России, что в любое бытовое преступление вносится национальный подтекст. Понятно, что здесь тоже есть некие силы, которые этими процессами управляют. Но в большинстве эти случаи происходят по вине и руководителей, муниципальных образований. То же самое, поверьте, и в Ингушетии. Проверяя территорию на муниципальном рынке, я сам вижу, притеснение. Турки-месхетинцы, или азербайджанцы, или местные жители недовольны: «Почему их пустили, почему нас не пустили?».
Когда регулируют процесс на рынках, в общественных местах, там, где сталкиваются интересы, национальные в том числе, муниципальные власти остаются в стороне, а впереди - так называемые авторитеты. Это рано или поздно выливается в конфликтную ситуацию, - считает Евкуров. - Если власть не управляет процессом, то будут конфликтные ситуации. Если полномочия или ответственность будут распространяться не только на глав регионов, но и на органы правопорядка, которые не подчинены главам регионов, механизм сработает".

Евкуров говорит, что был свидетелем неприятных ситуаций: "Гражданин нерусской национальности что-то там сделал, а на него пытаются «навесить» больше, чем содеяно, только из-за того, что он «не той» национальности. Если обратная реакция начинается в других регионах, это тоже неправильно. Каждый должен по закону получить то, чего заслуживает, независимо от национальности. Я тоже несколько раз сам звонил, беспокоился, говорил – нельзя так делать. Человек совершил преступление – да, мы согласны. Но нужно наказывать по преступлению, которое он совершил. Но я слышал в ответ: «Вы же знаете, что народ подумает»… Мы на закон должны смотреть, а не на то, кто что подумает. Глава любого региона должен понимать, что если он сегодня поддержит одну группу лиц и ущемит другую группу, то это может вылиться в обратную реакцию".

Глава Ингушетии привел в пример ситуацию в Бирюлёво: "Выясняется, что были обращения, были жалобы, была реакция людей, но власть на это не реагировала. Если будет принят закон вводящий ответственность местных властей за происходящее, глава региона и его команда будут понимать, что, если они сегодня на жалобу какую-то или на обращение не среагировали, завтра это может вылиться в более серьезные вещи, в том числе сложение полномочий. Это уже называется «работа за страх». Ну, хотя бы так".

 

16560 просмотров