Вестник Кавказа

В ЖЕНЕВУ БЕЗ НАДЕЖДЫ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
В понедельник в Женеве начался очередной раунд консультаций России, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, США, а также представителей Евросоюза, ООН и ОБСЕ - основных актеров закавказской драмы. Это нейтральное определение лучше всего передает суть события, поскольку все стороны трактуют «женевской процесс» по-разному.


РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ

Для Грузии женевские консультации – механизм по претворению в жизнь договоренностей Саркози и Медведева от 12 августа 2008 года, которые предусматривали отвод Россией войск на позиции, которые они занимали до 7 августа 2008 года, то есть на территорию РФ.
В Москве заявляют, что документ устарел почти сразу, поскольку Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии и начала строить военные базы на территории бывших грузинских автономий по соглашению с руководством новообразованных государств. Поэтому Российские дипломаты вкладывают в консультации иной смысл - подготовить к подписанию документ о ненападении Грузии на Абхазию и Южную Осетию и тем самым обеспечить безопасность в Закавказье.

США, Евросоюз и международные организации явно участвуют в «женевском процессе» в первую очередь для сохранения «чести мундира», запятнанного в результате прошлогодних событий. Тем более что, обосновывая свое право признать независимость Абхазии и Южной Осетии, Москва ссылалась на прецедент Косово – созданный именно Западом.

Южная Осетия и Абхазия рассматривают консультации как механизм международной легитимации своей государственности. Сколько бы не говорили в Тбилиси, Брюсселе и Вашингтоне, что «представители Абхазии и Южной Осетии принимают участие в консультациях лишь в качестве экспертов», в Сухуми и Цхинвали резонно замечают, что точно такой же статус (экспертов) имеют и представители Грузии. Дело в том, что делегации Абхазии и Южной Осетии еще в прошлом году категорически отказались участвовать в переговорах (в этом их активно поддержала Москва), если им не будет предоставлен официальный статус. После долгих дискуссий нашли соломоново решение - в Женеве проводятся не переговоры, а лишь консультации на уровне экспертов.

С грузинской стороны в диалоге участвуют заместитель министра внутренних дел Гига Бокерия, руководитель прогрузинского правительства Абхазии (в изгнании) Малхаз Акишбая и глава прогрузинской администрации Южной Осетии (в изгнании) Дмитрий Санакоев.
Абхазию в ходе предыдущих раундов представлял заместитель министра иностранных дел Малхаз Гвинджия а Южную Осетию – вице-премьер Борис Чочиев.


ИЗ ЖЕНЕВЫ В ЕРГНЕТИ И ОБРАТНО

О том, насколько большое значение «женевскому процессу» придают Москва и Вашингтон, свидетельствует хотя бы тот факт, что Россия и США направили в Швейцарию дипломатических тяжеловесов - замминистра иностранных дел Григория Карасина и замгоссекретаря Дэниела Фрида.
Тем не менее единственным итогом двух предыдущих раундов консультаций стал довольно странный документ, который назывался «Соображения о мерах по предотвращению инцидентов на грузино-югоосетинской границе и выработке соответствующих механизмов безопасности». Документ стал итогом многодневных консультаций и содержал в себе рекомендацию по созданию некоего постоянно действующего механизма по предотвращению инцидентов, не прекращающихся после завершения активной фазы боевых действий.

На этой основе несколько дней назад в грузинском селе Ергнети прошла первая и последняя встреча представителей российского командования, правительства Южной Осетии и МВД Грузии. Договорились лишь обмениваться информацией об инцидентах по «горячей линии». Следующая встреча не состоялась, поскольку грузины пригласили собеседников в Гори, а их собеседники от приглашения отказались и вновь потребовали встречи на границе.

Как стало известно ВК из источников в МИД Грузии, в Женеве грузинская делегация намерена поставить вопрос о вводе в регион международных миротворческих сил под эгидой ООН, которые, как минимум, должны разделить противоборствующие стороны на абхазском и на югоосетинском направлениях. Однако, по мнению наблюдателей, Россия вряд ли согласится с вводом на Южный Кавказ любых иностранных контингентов – пусть даже под эгидой ООН и миротворческим флагом. «Россия считает Южный Кавказ зоной своих приоритетных интересов и не потерпит здесь иностранного военного присутствия, поэтому Москва наверняка наложит вето на резолюцию ООН об осуществлении в Грузии миротворческой операции, - сказал ВК независимый эксперт Мамука Каландадзе. - Если между российскими войсками, находящимися в конфликтных зонах, и остальной Грузией встанут любые миротворческие войска, это означает конец «свободы рук» России в отношении Грузии. В планы Москвы вряд ли входит сдача Западу Грузии в обмен на Абхазию и Южную Осетию. Москву интересует весь Южный Кавказ, а не только эти две его части».
В Тбилиси поговаривают, что безопасность «остальной Грузии» могла бы обеспечить НАТО, разметив на грузинской территории военные базы государств альянса, однако НАТО явно не спешит входить в прямую конфронтацию с Россией и ограничивается лишь проведением символических учений в рамках программы «Партнерство во имя мира».


ДО БОЛИ ЗНАКОМАЯ ЖЕНЕВА

Женева все 1990-е была ареной многолетних и абсолютно бесплодных дискуссий по урегулированию грузино-абхазского конфликта. Еще в 1994 году Эдуард Шеварднадзе назначил главным переговорщиком бывшего вора в законе Джабу Иоселиани. Абхазский президент Владислав Ардзинба ответил остроумно – направив в Женеву генерального прокурора Абхазии Анри Джергения. Насколько успешными были многолетние переговоры, наглядно продемонстрировала августовская война.

Вряд ли новый женевский процесс будет успешнее – интересы и позиции сторон абсолютно несовместимы. Тем более что абхазская делегация 18 мая вообще отказалась участвовать в консультациях, ссылаясь на то, что ООН (один из патронов «женевского процесса») до сих пор не определилась в вопросе о переименовании своей миссии.
«Эта миссия, действовавшая в Абхазии с 1994 года, должна называться миссией именно в Абхазии, а не в Грузии, как до сих пор, - заявил ВК министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба – Абхазия уже не часть Грузии, а признанное государство. Нам обещали, что вопрос будет решен в ближайшее время, но он до сих пор решения нет, а значит разговаривать нам в Женеве не о чем».

Во вторник стороны все-таки вернулись за стол переговоров, поскольку в ночь на 19 мая, после долгих дискуссий в Нью-Йорке, дипломатам удалось найти компромиссную формулировку названия доклада Генерального секретаря ООН. Оно полностью нейтральное - нет упоминания ни Грузии, ни Абхазии, а лишь содержится ссылка на все предыдущие резолюции ООН.
В Тбилиси к этому демаршу отнеслись спокойно. «Вот все увидят и убедятся, кто на самом деле не желает никакого компромисса. В любом случае мы будем участвовать, поскольку, в конце-концов, международное сообщество усилит свое давление на сепаратистов и их покровителей. Рано или поздно, но это неминуемо», - высказал в беседе с ВК свое мнение госминистр по урегулированию конфликтов Тимур Якобашвили.

Тем временем сразу в нескольких регионах Грузии, для беженцев из Южной Осетии завершили строительство тысяч капитальных домов на средства, выделенные стране после пятидневной войны западными донорами. Дома эти, хотя и не без изъянов, но все-таки построены явно не на несколько месяцев и даже лет.
19395 просмотров