Вестник Кавказа

Грузия нашла “лазейку” в ЕС- 1

Нурлан Адилханулы специально для ВК
Усилия грузинского руководства по вступлению в Европейский союз дали свои первые результаты. Страна еще на шаг приблизилась к намеченной цели. Совет ЕС предоставил мандат на проведение переговоров по ассоциации с Грузией верховному представителю Евросоюза по международным делам и политике безопасности баронессе Кэтрин Эштон, которая уже посетила Тбилиси для проведения консультаций. “Целью ЕС – заявила госпожа Эштон - является установление максимально тесных отношений с восточными соседями Европы и с Грузией, - которая является для нас приоритетным государством, особенно, в вопросах безопасности”. Предполагается, что будущее соглашение заменит существующий договор “О сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Грузией ” и предоставит стране политическое ассоциирование, а также возможность поэтапной экономической интеграции с Европой.

Европейский союз с самого своего зарождения практикует ассоциированное членство со странами, не входящими в организацию. В первую очередь, ассоциации удостаиваются те государства, с которыми у Европы сложились давние и традиционно близкие связи – как например, страны Северной Африки и Турция. Соглашение о стабилизации и ассоциации подразумевает намерение стран региона в будущем присоединиться к Евросоюзу. В договорах по ассоциированному членству прописываются общие права и обязанности, суть которых заключается в том, что эти страны постепенно создают зону свободной торговли, а также проводят политические реформы, нацеленные на принятие европейских стандартов с тем, чтобы теснее сблизиться с Евросоюзом в этой сфере.

Однако называть ассоциированное членство гарантированным и автоматическим входным билетом в ЕС не приходится. Складывается парадоксальная ситуация: существует ряд ассоциированных с Евросоюзом государств, как Албания, Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия, но представители Еврокомиссии всячески избегают применять в их отношении словосочетание "ассоциированные члены". Они представлены лишь как участники переговорного процесса с ЕС, наряду со странами - потенциальными кандидатами и странами – официальными кандидатами для вступления в организацию.

Тот же многолетний опыт сотрудничества Турции с ЕС показывает, что заключение подобного соглашения не стало для нее зеленым светом по вступлению в этот престижный клуб европейских государств. Страна еще в далеком 1963 году подписала с Евросоюзом договор об ассоциированном членстве, но лишь спустя 50 лет получила официальный мандат кандидата. Сегодня Турцию уже не устраивает просто ассоциация, и она требует полноправного членства. В ответ, некоторые европейские государства, как Франция и Германия, предлагают Анкаре статус привилегированного члена или партнера, наделенного “особыми” отношениями.

В отличие от Турции, Грузию подобный статус вполне устраивает. Грузия - первая страна в Восточной Европе с которой Брюссель официально готов заключить соглашение об ассоциированном членстве. В перспективе, грузинское руководство надеется, что отношения с Евросоюзом перейдут в новый формат. А там – глядишь и до статуса кандидата недалеко. Демонстрируя серьезность своих намерений, Тбилиси даже ввел пост государственного министра по делам европейской и евроатлантической интеграции. Эта должность, учреждаемая только в государствах–кандидатах на вступление в ЕС, появилась в Грузии несколько лет назад, когда страна взяла курс на сближение с европейскими структурами и НАТО.
Продолжение следует
13075 просмотров