Вестник Кавказа

КТО, ЕСЛИ НЕ МИША?

С приближением 9 апреля, когда оппозиция намерена начать в Тбилиси массовые акции протеста с требованием отставки президента Саакашвили, политический дискурс в Грузии все более обостряется. Как уже сообщал ВК, МВД опубликовало «компромат» на оппозиционную партию «Демократическое движение - единая Грузия», которую возглавляет экс-спикер Нино Бурджанадзе. На кадрах, снятых скрытой камерой агентами спецслужб, запечатлен процесс приобретения оружия активистами движения, отчетливо слышны их разговоры о «полезности предстоящей в Грузии гражданской войны».
Сколько бы оппозиционеры сейчас не утверждали, что материалы смонтированы, трудно не верить собственным глазам и ушам. Например, известный кинорежиссер, Георгий Шенгелая, которого сложно заподозрить в симпатии к президенту и его команде, не сомневается в подлинности записей. Бурджанадзе, по мнению Шенгелая, «может оправдаться лишь в том случае, если заснятые на пленку люди не являются членами ее партии». Однако ни сама Бурджанадзе, ни ее муж, соратник по политической борьбе Бадри Бицадзе, не отрицают, что арестованные по обвинению в незаконной скупке оружия состоят в партии. Более того, господин Бицадзе недавно заявил: «Знал Саакашвили с детства. Знал, какой он подонок. Достоин не только ареста, но и расстрела за то, что помог ему стать президентом». Бицадзе имел в виду период, когда занимал посты заместителя генпрокурора, а затем заместителя министра внутренних дел и считался одним из самых деятельных силовиков в команде Саакашвили.
История с видеопленками вызвала раскол в оппозиции. Один из инициаторов акции 9 апреля, лидер консерваторов Каха Кукава заявил: «Ни один из заснятых на пленку скупщиков оружия не имеет никакого отношения к партиям - организаторам акции 9 апреля». Тем самым Кукава исключил для Бурджанадзе и ее партии возможность присоединится к оппозиции 9 апреля. Поскольку власти смогли найти на них компромат, дискредитировав оппозицию в целом.
Тем не менее, Бурджанадзе намерена придти на акцию, чтобы поставить вопрос об отставке Саакашвили. Она не скрывает, что, добившись отставки нынешнего главы государства, собирается занять пост президента.
Чтобы понять, каковы же ее шансы, надо знать психологию грузинского электората, который вот уже 20 лет задается одним и тем же вопросом: «Если не этот, то кто?», пытаясь найти «сильную личность», способную сменить действующую власть.
В 1990 году вопрос ставился так: «Если не коммунисты, то кто?»
Затем: «Кто если не Гамсахурдиа, то кто?»
Потом, в течение 1990-х и в 2003 году: «Если не Шеварднадзе, то кто?»
То есть, «кто сможет удержать власть в условиях неминуемой дестабилизации», ведь ни в одном из перечисленных случаев власть не менялась путем выборов.
Поэтому вопрос «Если не Миша, то кто?» вполне резонно ставить и в преддверии апрельских событий.
Одна из социологических служб провела во всех регионах Грузии опрос, который охватил несколько тысяч человек и вполне может считаться репрезентативным. Сотрудник агентства, пожелавший остаться неназванным, сообщил ВК: «Мы не публикуем результаты по требованию заказчика, однако самый удивительный результат дал вопрос, сформулированный так: «Поддерживаете ли вы требование об отставке президента Саакашвили и за кого проголосуете, если эта отставка все-таки состоится?» 86 процентов из тех, кто ответил, что не поддерживает отставку президента, заявили, что если она все-таки состоится, на внеочередных выборах проголосуют за Нино Бурджанадзе. То есть за того политика, который и добивается отставки Саакашвили! За того политика, который считается главным оппонентом президента!»
«Мы изучили этот вопрос и пришли к выводу, что тут проявляется особый постсоветский, «совковый» менталитет, - поделился своим мнением социолог. - Постсоветский избиратель в массе своей поддерживает не партийные программы, а личности - того, кто сильнее, ярче, влиятельнее, успешнее, чем его противники. До тех пор, пока Саакашвили у власти, то есть пока он сильнее, избиратель поддерживает сохранение статус-кво. Однако если его удастся «скинуть», тот же избиратель спокойно придет на выборы и проголосует за нового «сильного человека», победителя прежнего, этой победой доказавшего свою силу и способность осуществлять властные функции. Ведь жить-то как-то надо?!»
Даже большинство тех, кто не хочет новых потрясений, на вопрос: «Если не Миша то кто?» отвечает однозначно: «Конечно, Нино!». Ведь именно она считается самым влиятельным и сильным политиком после Саакашвили.
Так рассуждает не только обыватель, но и правящий класс. Сегодня грузинская элита поддерживает Михаила Саакашвили, но стоит «исключить» его с политического поля, как все силовые структуры (кроме министров, которые уйдут вместе с президентом), региональные элиты и крупные бизнесмены будут поддерживать именно Бурджанадзе. Причем столь же рьяно, как в свое время поддерживали коммунистов до тех пор, пока их не победил Гамсахурдиа; Гамсахурдиа – до тех пор, пока его не победил Шеварднадзе; Шеварднадзе – до триумфа Саакашвили.
Король умер – да здравствует король!

Георгий Калатозишвили
22655 просмотров