Вестник Кавказа

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ОБЪЕКТИВЕ

Нурмагомед Магомедов, Махачкала
170-летию фотографии посвящена фотовыставка «Дагестан в дореволюционном объективе», открывшаяся в Музее истории города Махачкалы. Здесь представлено более 70 редких снимков, сделанных в 1860-1910 годах известными в то время мастерами фотографии и учеными-путешественниками.

Русский фотограф Дмитрий Ермаков, пропагандист фотографии в Закавказье и Персии, участник многочисленных этнографических, археологических экспедиций и военных кампаний в 1860-е он много работал для Кавказского музея, открытие которого стало большим событием в культурной и научной жизни Тифлиса.

Александр Роинашвили (Роинов) в середине 1880-х приехал из Кахети в Дагестан, где провел восемь лет и по заказу Петербургского Императорского археологического общества создал фотоальбом «Кавказские виды и типажи». Его работы были удостоены высших императорских наград. Позже, в административном и культурном центре Дагестанской области Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск), жил и работал его племянник Илья Абуладзе, переселившийся в Дагестан из Грузии. Фотомастерская Абуладзе была очень популярна у знати Темир-Хан-Шуры, Петровска (Махачкалы), Дербента. В нее непременно заглядывали военные, чтоб сделать карточку в память о службе в Дагестане. Кроме портретов, мастер оставил много снимков пейзажей и памятников архитектуры, бытовых сценок, объехав и обойдя пешком горные районы Дагестана. Немало ценных фоторабот о горном крае было сделано знаменитыми братьями Рудневыми, также работавшими какое-то время в Темир-Хан-Шуре.

После окончания Кавказской войны в Дагестан зачастили научные экспедиции. Ученые-путешественники, восхищавшиеся суровой красотой горного края, его этнографическим разнообразием и обилием самобытных предметов старины, спешили запечатлеть все это в рисунках и фотографиях.

Русский ботаник Николай Кузнецов в 1888—1890 годах вместе с другими учеными совершил по поручению Императорского Русского географического общества несколько ботанико-географических экспедиций по Кавказу, в том числе по Нагорному Дагестану. Позже он писал: «Я бы вновь запретил всякую pубку леса в Веpхнем Гунибе, пастьбу скота, сенокосы и сделал бы грандиозный национальный парк, интересный для нас и как памятник природы, и еще больше, пожалуй, как исторический памятник, как финал, апофеоз долголетней кровавой войны за овладение Кавказом. Казна от такого поголовного и безусловного запрещения pубки леса, покосов и пастьбы много не потеряет, ибо 100 десятин леса Гунибской дачи крупица в общем бюджете лесного ведомства. Зато какой чудесный национальный, исторический и исторический парк имели бы мы на Гунибе! С красивыми скалами, водопадами, березовыми рощами, с развалинами Шамилевского аула. Этот национальный парк поистине мог бы быть не хуже национальных парков Америки».

В самом начале ХХ века востоковед Констанстин Иностранцев, штатный сотрудник Этнографического отдела Русского музея императора Александра III, совершает экспедицию и в Дагестан. Здесь он собрал интересные коллекции по терским казакам, ногайцам, чеченцам, аварцам, андийцам, даргинцам, лакцам, азербайджанцам.

Большой вклад в создание кавказских коллекций Российского этнографического музея внес белорусский фольклорист Александр Сержпутовский. В 1910-1911 годах он приобрел для музея обширные собрания вещей в труднодоступных районах Западного Дагестана у народов аварской языковой группы. Он был одним из тех, кому мир обязан документальным подтверждением существования уникальных малочисленных этносов, таких как бежтинцы, гинухцы, ботлихцы, багулалы, каратинцы, а также наличием аварских и андийских коллекций.

Как рассказывает директор Музея города Махачкалы Зарема Дадаева, большинство из этих снимков никогда не видела широкая публика. Например, уникальную шестичастную кадровую панораму Гуниб, четырехчастную панораму Петровска (ныне Махачкалы) и Хунзахского укрепления, снятые братьями Рудневыми в 1860-х, в числе 30 листов Дагестанского альбома. Да и выставка такая организована впервые, на ней собрана фотохроника дагестанской дореволюционной жизни. Она дает музейным работникам, художникам ценный материал для изучения ушедшей эпохи, этнической истории, анализа и сопоставления компонентов материальной и духовной культуры того периода - из музейных коллекций крупнейших хранилищ России и Грузии.

Здесь собраны фото-раритеты из коллекций Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры), Российской национальной библиотеки, Института истории материальной культуры РАН, Русского географического общества и Музея истории города Тбилиси. Договориться с руководством последнего было проще всего. Это удалось благодаря содействию известной художницы-ювелира Манабы Магомедовой и ее дочери - искусствоведа Лейлы Изабакаровой, долгие годы работавших в Тбилиси.

«В истории фотографии особое место занимает жанр этнографической фотографии, - рассказывает Зарема Дааева. - Успешное применение фотографии в экспедициях того периода, проводившихся в центральных и отдаленных регионах Российской империи для изучения «родной земли и людей, ее обитающих» (то есть собирание и распространение географических, статистических и этнографических сведений о стране) открыло новый этап в отражении реалий и самобытности культуры разных народов».

«Дагестанцам выставка дает возможность увидеть, каким был Дагестан сто лет назад. Осознать настоящее и взять на себя ответственность перед людьми с фотографий, чей жизненный путь уже пройден, перед крепостями и башнями, которые мы не сохранили, перед предками, о мужестве которых говорил весь мир. Перед теми, кто будет жить на этой земле после нас. Сумеем ли мы сохранить и передать им по генетическому коду культуру национального достоинства?», - задается вопросом директор музея.

К осени Музей Махачкалы планирует издание альбома «Дагестан в дореволюционном объективе», в который войдет более 170 снимков второй половины XIX - начала XX веков.
31050 просмотров