Вестник Кавказа

ЭЛЬДАР ШЕНГЕЛАЯ О «ЗОНЕ КОНФЛИКТА»:

Олег Кушаты

На прошедшем XXXI Московском кинофестивале были широко представлены грузинские фильмы. В специальной программе "От "Клятвы" до "Покаяния"" зрители увидели 14 классических кинокартин, созданных с 1946 по 1984 год, в том числе "Отец солдата" Реваза Чхеидзе, "Пиросмани" Георгия Шенгелая, "Покаяние" Тенгиза Абуладзе. В конкурсе "Перспективы" обратила на себя внимание зрителей и критики работа молодого тбилисского режиссера Вано Бурдули "Зона конфликта". Фильм основан на реальных событиях, происходивших не так давно в Грузии и Абхазии. Фильм о поездке грузинского снайпера Спартака и тбилисского парня Гоглико за снарядами по приказу генерала. Но у Спартака и Гоглико абсолютно разные цели. Первый ищет боеприпасы для ведения боевых действий в Абхазии, второй интересуется возмещением денег. Все вокруг пронизано тяжелой атмосферой тех лет.

Фильм "Зона конфликта" на кинофестивале был показан в конкурсной программе "Перспективы". Картина дала повод критикам говорить о возрождении грузинского фильма и о его перспективах. Корреспондент ВК Олег Кушаты по окончании фестиваля попросил поделиться своим мнением о "Зоне конфликта" известного грузинского кинорежиссера, народного артиста СССР и Грузии, лауреата Государственной премии СССР Эльдара Шенгелая.

- Батоно Эльдар, критика утверждает, что кинофильм "Зона конфликта" снят в традиции грузинского кино. Но ведь его создатели – молодые кинематографисты, к тому же фильм о нелегкой ситуации, связанной с грузино-абхазским конфликтом начала 1990-х. А грузинская традиция это ирония, юмор, романтика, непринужденность…

- Мало пока снимают фильмов в Грузии. Но этот – настоящий грузинский фильм. Эта трагедия, но ей сопутствует юмор. Показана нелепость, над которой посмеивается режиссер. И рядом – смерть. Это, несомненно, глубоко трагическая картина. Она показывает вес идиотизм этого конфликта. Это дебют режиссера Вано Бурдули. Он учился в Тбилиси и Москве. А первую картину снял в Грузии. Я считаю, что это очень зрелая картина. Если не знать ничего о режиссере, то можно было подумать, что она снята человеком, у которого большой кинематографический опыт. Рука режиссера очень четкая и ясная.
Еще хочу отметить продюсеров фильма. В кино пришла новая форма создания фильмов. В России она уже есть, а в Грузии только появилась. Леван Корентели и Арчил Геловани – их вклад огромен.
Очень хорошая операторская работа Беридзе, который снимал фильмы как в Грузии, так и в России.

- Что можно сказать об актерах, занятых в фильме?

- Это самое главное. Там два прекрасных актера – исполнители главных ролей. Зураб Ингороква и Михаил Месхи. Наверное, вы помните великого грузинского футболиста Михаила Месхи, так вот в фильме занят его внук. Эта пара ведет всю картину. Там есть и другие актеры второго плана.
В принципе в картине действуют добрые хорошие люди, которые попали в ад. Им пришлось взять в руки оружие, но они не созданы для этого. Они созданы для нормальной человеческой жизни. А жизнь приносит им несчастье. Все, что началось в начале 1990-х, продолжается. Крутится зловещая карусель, гибнут неповинные люди. Это страшная трагедия. Но в фильме есть и оптимизм, и юмор, дающий положительный заряд. В аду люди не теряют умения здраво оценивать ситуацию.

- Фильм "Зона конфликта" имеет шанс попасть на российский экран?

- Мне известно, что у продюсеров есть заявка от НТВ и еще кое-кого, о ком они пока не распространяются. В Грузии картина прошла с большим успехом. Несмотря на акции оппозиции, нестабильность. Но несмотря ни на что, кинотеатр в течение двух недель был полон. Я говорю о ближайшем ко мне кинотеатре "Амирани", о других, к сожалению, не могу судить.

20240 просмотров