Вестник Кавказа

Кризис еврозоны в СНГ- 2

Юрий Крамар, Киев
Продолжение начало см. http://www.vestikavkaza.ru/analytics/ekonomika/51944.html

…и когда нефтью пользуются с головой
Перейдем к другому субрегиону СНГ – странам Закавказья. По большому счету, из них есть, чем хвалиться только Азербайджану. Даже у России экспорт превышает импорт чуть больше чем в полтора раза, а у Азербайджана достигнуто соответствующее превышение почти втрое! Так, только за 10 месяцев прошлого года Баку продал товаров на сумму свыше 22 млрд дол. (прирост к предыдущему году - 28%) , а купил всего на 7,6 млрд (прирост – 48%).
Немаловажное отличие от России у Азербайджана и в том, что 75% его экспорта составляет продукция госсектора экономики, который, по определению, прежде всего заботится о наполнении общегосударственной казны. В то время как львиная доля доходов частных компаний у «коллег по СНГ» слишком часто уплывает в оффшоры, на покупку футбольных топ-команд и элитной недвижимости, весьма символически задерживаясь в виде налогов государству. Резервные активы Баку за 10 месяцев 2011 года также существенно увеличились - на 10 млрд долларов.
Одновременно капитальные вложения в азербайджанскую экономику за 11 месяцев истекшего года составили 12,7 млрд долларов, причем более трех четвертей из них - за счет внутренних инвестиций. Более чем яркий контраст по сравнению, скажем, с Украиной, где основные фонды, изношенные на 80%, с последней реконструкцией еще в годы СССР, безжалостно добиваются своими владельцами (лишь по недоразумению именуемых «инвесторами») как загнанная лошадь. А сумма как раз в 12,5 млрд долларов капвложений рассматривалась украинским Кабмином на 2011 год в качестве лишь стратегической цели, которая так и осталась недосягаемой мечтой. Заметим, что Украина превышает Азербайджан по количеству населения ровно в 5 раз…
Конечно, такая радужная картина достигается в первую очередь за счет продажи нефти и нефтепродуктов, составляющих свыше 90% экспорта страны. Но в ближайшее время не видно опасностей, вроде критического снижения цены на «черное золото». Во всяком случае, ввиду «иранского фактора» опасности эти возможны отнюдь не благодаря классическому мировому экономическому кризису. Угрозу нефтепотреблению может нести, например, создание дешевой термоядерной энергетики и массового перехода наличного автопарка на электродвигатели (сейчас суммарная мощность автомоторов в 10 раз превышает таковую у всех электростанций Земли, и, соответственно, может удовлетворяться лишь бензином). Но последняя угроза носит пока разве что научно-фантастический характер.

Экономика на грани абсурда
Увы, у соседей Азербайджана по Кавказу дела обстоят намного хуже. Достаточно сказать, что по наиболее объективному рейтингу за 2010 год, рассчитанному ЦРУ США по так называемому «паритету покупательной способности», Грузия имела 153-е место и 4800 долларов ВВП на душу населения, уступив даже Армении с ее 139-м местом и 5900 долларами ВВП, и безнадежно отстав по последнему показателю от Азербайджана (11000 долларов ВВП). 
Последнее не удивительно, если проанализировать показатели внешней торговли страны. Несколько лет назад основной статьей ее экспорта был металлолом. Теперь, ситуация значительно улучшилась – кроме продукции виноделия, 21% продаж занимают реэкспортированные автомобили, 12% - ферросплавы и 7% - азотные удобрения. В плане антикризисной устойчивости такого экспорта грузины могут быть относительно спокойны разве что по последней статье – продукты нужны всегда, как и удобрения для получения хорошего урожая. Зато в тяжелые для мировой экономики времена покупка автомобилей снижается в разы – как и металла для производства не только «железных коней», металлоконструкций для строительства и т.д. Но даже сейчас размеры грузинского экспорта составляют всего 2,19 млрд долларов, отставая от импорта (7,05 млрд) почти в 3,5 раза.

Не лучшим образом обстоят дела и у Армении. Отрицательное сальдо внешней торговли даже превышает «уникальные» показатели у соседки. Экспорт зиждется на трех китах – продукции горнорудной промышленности, огранке природных алмазов и спиртных напитках, в первую очередь, знаменитом армянском коньяке. 
Интенсифицировать торговлю очень сложно – ведь страна все два десятилетия независимости находится в состоянии блокады со стороны Азербайджана и Турции, в связи с оккупацией ею части азербайджанской территории, в рамках конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Многолетняя война и так высасывает все соки из армянской экономики, а с учетом же отсутствия недорогих путей сообщения с достаточной пропускной способностью, перспективы последней выглядят очень неважно.
Масла в огонь ухудшению отношений с соседями Еревану может принести и «медвежья услуга» Парижа, недавно объявившего отрицание «геноцида армян» уголовно-наказуемым преступлением. В силу чего слегка наметившееся пару лет назад потепление армяно-турецких отношений может смениться сильным похолоданием, с последующим полным заколачиванием окна в Европу на турецкой границе.

Впрочем, строить прогнозы будущего и Армении, и Грузии на основании только официальных данных их экономики и внешней торговли в плане надвигающегося кризиса было бы опрометчиво. Также как и в случае с Белоруссией - учитывать влияние объективных экономических законов здесь нужно с очень большой оглядкой. Настоящее «экономическое чудо» обоих сопредельных государств заключается не в чаще преувеличенном пиаре отдельных малозначимых достижений, а в том, каким образом и Тбилиси, и Ереван до сих пор умудряются сводить концы с концами. К примеру, в 2011 году журнал Forbes поместил Армению на второе место после Мадагаскара в рейтинге десяти худших экономик мира.
Судя по всему, истинными подспудными китами, до сих пор не дающих утонуть двум кавказским республикам остается теневая экономика и переводы на родину от диаспоры. Так размер последних только от проживающих в России армян (2,4 млн человек – при 3 млн населения самой Армении) в отдельные годы превышала официальный государственный бюджет.

Играет роль и геополитический фактор. Так, Грузия для США не просто абстрактная постсоветская республика, а «любимое дитя», «официальный смотрящий» не только по Кавказу, но и всему СНГ. А также – последний оплот пока еще непобежденной «цветной революции», которыми Вашингтон особенно увлекался во времена президентства Буша-младшего, но и сейчас не прочь использовать такой сценарий для смены власти в интересующих его государствах. При таком раскладе американцы вряд ли бросят своих последних беззаветных союзников на произвол судьбы – даже в самый катастрофический экономический кризис. Тем более что им на это и тратиться особо не надо – благо, печатный станок Федеральной резервной системы США ежедневно выдает десятки миллиардов «свежеенарисованных» долларов.

Армения играет сходную с Грузией геополитическую роль – только уже для России. Фраза «последний стратегический союзник на Кавказе» звучит для Москвы едва ли не магически – хотя, по большому счету, от наличия там военной базы больше проблем, чем пользы. Тем более все современные мощные «империи» строятся на экономической заинтересованности небольших стран в дружбе и торговле с богатой «квазиметрополией», военный же фактор занимает в этом самые последние роли. Но при продолжении текущей политической линии Кремль вряд ли оставит Ереван на произвол судьбы в случае экономического кризиса. Тем более что первому даже не обязательно задействовать для этого свои полутриллионные золотовалютные резервы – достаточно по-прежнему не мешать зарабатывать армянской диаспоре на российской территории, и ее переводы смягчат любую экономическую бурю

Разумеется, все приведенные в статье прогнозы носят лишь относительный характер. Действительность может перечеркнуть все ожидания как в положительную, так и отрицательную сторону. Как было, например, с апокалиптическими прогнозами 2008 года о «неизбежной гибели мирового автопрома», которая достаточно успешно была предотвращена усилиями правительств развитых стран. В тоже время приведенные сценарии для части постсоветских государств могут, как минимум, снизить пессимистические настроения, которые сами по себе являются существенным элементом развития кризиса.

19455 просмотров