Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -28

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает  публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Послевоенная история нефтяной промышленности СССР это убедительно доказала. Главную причину снижения объемов добычи нефти в Азербайджане в годы войны следует искать в другом. Ранее отмечалось, что еще в 1920–1930-е гг. погоня за высокими плановыми показателями сопровождалась нарушениями технологических правил добычи. Это вело к использованию расточительных методов добывания нефти. В тяжелых условиях войны эта тенденция получила еще большее развитие. Истощение верхних пластов нефти, сужение разведывательных и бурильных работ и стало главной причиной снижения добычи нефти.

В годы войны об этом мало кто задумывался. В связи с этим весьма интересны воспоминания ветерана нефтяной промышленности, бывшего министра нефтяной промышленности СССР и председателя Госплана СССР Н. Байбакова. Он отмечал, что порой в связи с проблемами доставки нефти в другие районы страны и заполненностью всех резервуаров оставшуюся после переработки нефть некуда было девать. Оставшуюся без использования нефть «закачивали… в пласт». Такая примитивная форма попыток сохранения нефтяного запаса, конечно же, не могла сохранить нефтедобычу хотя бы на достигнутом уровне. Более того, она вела в конечном итоге к возникновению все новых проблем. В связи с этим очень символичными выглядят слова из выступления в 1944 г. тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Мирджафара Багирова: «Помимо того, что мы не можем подводить страну, не можем подводить народное хозяйство, а сегодня и фронт, обязаны выполнять все это, помимо всего есть исключительно наши местные интересы, если так можно выразиться, есть один момент чисто республиканского патриотизма. Речь идет о том, будет ли занимать Баку ведущее место в системе нефтяного хозяйства Советского Союза или мы его сдадим.… А без того… я Баку и Азербайджан не мыслю...».

Очевидно, руководитель Азербайджана того периода прекрасно осознавал, какие проблемы ждут нефтяную промышленность Азербайджана в послевоенный период. По воспоминаниям бывшего секретаря ЦК Компартии Азербайджана Миргасана Сеидова, в декабре 1943 г. по дороге в Тегеран Сталин остановился в Баку. По возвращении из Тегерана Сталин вновь остановился в Баку, «вызвал к себе Багирова и председателя Совнаркома республики Теймура Кулиева, основательно их отчитал по поводу… безобразия на территории нефтепромыслов и сказал: «Этот искусственный металлический «лес» на земле Апшерона – нефтяные вышки, источник нашего неоценимого богатства. Благодаря им мы ведем войну. Как можно содержать их в таком состоянии?.. Поезжайте в Румынию, посмотрите, как там вокруг каждой скважины растут розы. Что это за безобразие у вас?» В ответ Багиров объяснил это отсутствием средств на проведение благоустроительных работ. Тогда Сталин приказал своему помощнику Поскребышеву: «По приезде в Москву подготовьте решение Политбюро о выделении из союзного бюджета в распоряжение правительства Азербайджана по два рубля за каждую тонну сверхплановой нефти в качестве нефтяного фонда. При этом половину этого фонда израсходовать на осушение и благоустройство территории нефтепромыслов, а вторую половину – на политико-воспитательные, культурно-просветительские мероприятия».

Вскоре решением Политбюро был создан «Нефтяной фонд», которым имело право распоряжаться правительство Азербайджана. «Нефтяной фонд» просуществовал до 1959 г., когда руководитель Компартии Советского Союза Н.С. Хрущев счел излишним дополнительное стимулирование развития нефтяной промышленности Азербайджана и ликвидировал его решением Президиума Совета министров СССР. Между тем во второй половине 1940-х – в 1950-е гг. фонд сыграл большую роль в подготовке кадров специалистов для Азербайджана в центральных вузах страны. Велика была роль фонда и для улучшения жилищных условий нефтяников. Благодаря новым возможностям в Баку были возведены десятки жилых зданий, а также дворцы культуры, кинотеатры, библиотеки, другие культурно-просветительские учреждения. Особое значение имело использование средств фонда для повышения материального стимулирования труда нефтяников. Создание «Нефтяного фонда» с предоставлением широких прав использования его в республике было связано с планами резкого увеличения производства нефти и нефтепродуктов в СССР. В этих планах большие надежды возлагались на Баку. Сразу после войны Сталин выдвинул задачу достигнуть 60-миллионной отметки добычи нефти. Традиционно предполагалось, что роль Баку в решении этой задачи будет велика. Действительно, уже в скором времени намеченное было реализовано. Более того, в начале 1950-х гг. по всей стране добывалось уже более 100 млн тонн нефти. Однако большой рывок в этой области был достигнут благодаря новым месторождениям нефти во «втором Баку» – районе между Уралом и Волгой. Что касается Азербайджана, то его удельный вес в общесоюзной добыче неуклонно падал. И хотя в послевоенные годы добыча нефти в Баку в абсолютных показателях все время росла, темпы ее увеличения не соответствовали намечаемым рубежам.

В послевоенные годы большая работа проводилась по освоению морских месторождений на Каспии. Благодаря самоотверженному труду нефтяников, целенаправленной работе партийных и хозяйственных руководителей, огромной государственной помощи к концу 1940-х гг. был создан целый комплекс нефтедобычи в море – легендарный город на сваях Нефтяные Камни. Добыча нефти на море явилась серьезным вкладом в увеличение объемов производимой нефти. Но тем не менее хроническим стало невыполнение планов по добыче нефти на суше. Главной причиной этого, безусловно, были тяжелые последствия нерациональной эксплуатации нефтяных скважин в прежние годы, особенно в годы войны. Компенсировать ущерб, нанесенный отрасли, было очень сложно. Но республиканское руководство не могло признаться в этом. Причину проблем искали, как и прежде, в нерадивости отдельных руководителей.
15035 просмотров