Вестник Кавказа

Новый премьер Грузии: местоблюститель или лидер?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Грузии продолжают бурно обсуждать назначение главой правительства экс-министра внутренних дел Вано Мерабишвили. Мнение политиков и экспертов о смысле президентского решения резко разошлись. Одни считают, что тем самым Михаил Саакашвили поставил точку в споре об его планах после 2013 года (когда истекает второй и последний срок полномочий нынешнего президента), другие советуют не торопится с выводами, то есть не спешить «провожать» Саакашвили на политическую пенсию.
«ВК» попросил некоторых из участников общенациональной дискуссии поделиться своими аргументами с читателями.

Леван Вепхвадзе, вице-спикер парламента от оппозиции
Назначив Мерабишвили премьер-министром, Саакашвили опроверг предположения о том, что после 2013 года намерен стать премьером. После очередных выборов президента - в декабре следующего года - вступает в силу новая конституция страны с «сильным премьером». Но Мише будет трудно и даже невозможно сказать Вано, чтобы тот просто ушел и уступил ему место руководителя Кабмина.
В последнее время Мерабишвили сильно прибавил в политическом весе - он уже не находится в тени президента, имеет собственный позитивный рейтинг. А главный успех властей за все 8 лет – реформа полиции – связана как раз с его именем. Так что, Мерабишвили, судя по всему, - это всерьез и надолго. По крайней мере, до 2016 года, то есть до следующих парламентских выборов.
Но все эти планы властей осуществятся только в том случае, если правящая партия Единое национальное движение победит на парламентских выборах осенью текущего года.

Паата Закареишвили, конфликтолог
Когда несколько лет назад Михаил Саакашвили поменял конституцию с расчетом на трансформацию страны из президентской в парламентскую республику, я сразу сказал, что он это делает не для себя, а для Мерабишвили, который фактически управлял правительством, будучи главой МВД. Тогда мне никто не верил. По-прежнему убежден, что конституция менялась под Мерабишвили еще до того, как появился на сцене Бидзина Иванишвили. Однако появление на политическом поле такого сильного оппонента заставило власти объявить мобилизацию. То есть, Мерабишвили из «неформального руководителя» правительства превращается в легитимного премьера, чтобы власти смогли противостоять «угрозе», исходящей от Бидзины Иванишвили и его коалиции «Грузинская мечта».
Сейчас под руководством Мерабишвили происходит консолидация всех ресурсов и структур с целью укрепления власти в преддверии октябрьских парламентских выборов. При этом, следует помнить, что Михаил Саакашвили никогда не управлял страной в одиночку. Он управлял вместе со своей командой, в которую входят Вано Мерабишвили, министр юстиции Зураб Адеишвили, секретарь Совета национальной безопасности Гига Бокерия и мэр Тбилиси Гиги Угулава. Эта команда остается у власти. По крайней мере, рассчитывает остаться и в постсаакашвилевскую эру.
Не исключаю, что в команде произошло серьезное разбирательство по данному поводу. Во всяком случае, Саакашвили обнародовал решение о назначении Мерабишвили неожиданно для многих, сразу после того, как срочно вернулся в страну, спешно прервав свой визит в Азербайджан. Но все эти расклады пойдут насмарку, если партия власти проиграет выборы в осенью текущего года.

Ираклий Батиашвили, бывший руководитель спецслужб Грузии, один из лидеров оппозиционного Народного собрания
С этим назначением все понятно. Ведь Саакашвили создал полностью полицейское государство! Страной реально управляло МВД. Меня нисколько не удивляет, что он назначил премьером министра внутренних дел. Что касается 2013 года, я не исключаю никаких рокировок и игр.

Давид Бердзенишвили, основатель и неформальный лидер оппозиционной Республиканской партии
Саакашвили сейчас волнует не 2013 год, а октябрьские парламентские выборы текущего года. Он сказал Мерабишвили: «Либо мы вместе победим, либо вместе погибнем». Они будут бороться против Иванишвили в тандеме. Президент понимает, что Мерабишвили ему предан и готов вместе с ним в огонь и в воду, и в пропасть и на вершину. Но шансов победить на выборах у них нет. Поэтому и рассуждать о том, что будет после 2013 года, не стоит.

Пикрия Чихрадзе, депутат парламента от оппозиционной фракции «Новые правые»
Думаю, преждевременно делать вывод о том, что Саакашвили уходит. Саакашвили и его команда называли Мерабишвили «хребтом власти и правящей партии». Главное для них – победить на октябрьских выборах. А после… неужели кто-либо всерьез сомневается, что Миша может сказать Вано: «Ты сделал свое дело, ты должен уйти и уступить мне место премьер-министра»?

Иосиф Цинцадзе, политолог, бывший ректор Дипломатической академии
Этот номер с Мерабишвили не пройдет, ему невозможно будет сказать: «Мавр сделал свое дело, мавр должен уйти». Вано Мерабишвили – фигура гораздо более сильная в Грузии, чем были некоторые политики в других странах, где произошла подобная рокировка. Обратите внимание, что после покойного Зураба Жвания у нас не было сильного премьер-министра. Все предшественники Мерабишвили были бесцветными, серыми личностями - технократами, а порой и просто комичными фигурами. Мерабишвили явно выбивается из этого ряда. На посту министра внутренних дел он показал себя блестящим менеджером и жестким руководителем.

Иосиф Цискаришвили, политолог
Уход Саакашвили в 2013 году – слишком оптимистичный сценарий. Возможно, такой ход событий наиболее приемлем для элиты Национального движения. Но не очень-то заметно по выступлениям президента, что он занят поиском приемника. Мы не сможем так легко попрощаться с господином Саакашвили. Так что не надо выдавать желаемое за действительное. Уход Саакашвили чреват серьезными проблемами для его окружения и они это прекрасно осознают. Причем, не все зависит от него лично. Ему не дадут уйти, если даже сам того захочет.

Давид Дарчиашвили, один из лидеров правящей партии Единое национальное движение
Кандидатура Мерабишвили, конечно, обсуждалась в нашей команде. Мы пришли к выводу, что его назначение – оптимальное решение, исходя из интересов развития страны. Он справится с задачами и вызовами, которые стоят перед страной на данном этапе. Ну а что будет в 2013 году... давайте поговорим об этом через год».

К сказанному респондентами «ВК» следует добавить, что выступая перед министрами с презентацией своей программы «Больше пользы народу», новый премьер особо подчеркнул, что это четырехлетняя программа и он намерен ее осуществлять вплоть до 2016 года.
12605 просмотров