Вестник Кавказа

«Турция давно себя видит Османской империей»

По итогам вчерашних переговоров президента России Владимира Путина и премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана подписано более десяти документов. В частности, стороны подписали соглашение о сотрудничестве по созданию совместного предприятия в области маркетинга, дистрибуции между Роснефтью и "Чалык холдинг", программу торгово-экономического и научно-технического сотрудничества до 2015 года, заявление между Росатомом и Минэнерго Турции по проекту атомной электростанции "Аккую". Сбербанк и Экспортно-кредитный банк Турции подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий финансирование товарных потоков на сумму до 1 млрд дол. в течение трех лет. Стороны договорились укреплять отношения посредством сотрудничества в сфере инвестиций, способствовать выявлению и реализации инвестиционных проектов в России и Турции…

По мнению наблюдателей, сегодня Турция принципиально разорвала связи со всеми своими былыми союзниками и все чаще ведет себя как мощное и независимое государство с «замашками» сверхдержавы. Зоной пересечения российско-турецких интересов стал Южный Кавказ. Эксперты не исключают, что влияние Анкары на Кавказе будет продолжать расти за счет России, а энергетические транзитные коридоры и геополитические буферы, которые Турция получает в обмен на свои инвестиции, могут оказаться первым шагом к созданию системы регионального влияния.

О российско-турецких отношениях и проблемах России на Южном Кавказе «Вестнику Кавказа» рассказал руководитель Центра политической информации Алексей Мухин: «Проблема в том, что российско-азербайджанские и российско-армянские отношения рассматривались через призму противоборствующих сторон, то есть с Азербайджаном мы общались через Армению, а с Арменией через Азербайджан. Мне кажется, что путь разрешения этой проблемы чрезвычайно прост – необходимо установить двусторонние отношения и решать проблемы, исходя из национальных интересов двух, а не трех сторон. Или мы обречены на так называемое медиаторство, то есть политическое посредничество, которое как правило сводится к тому, что этот самый медиатор снимает все сливки и настаивает на том, чтобы именно его интересы соблюдались в первую очередь. Устранение Соединенных Штатов Америки в качестве медиатора для российского руководства является крайне насущной задачей. Но устранить США из этого региона мы не можем чисто технически, политически, поэтому мы вынуждены искать, выстраивать именно двусторонние отношения.
На чем и следует сосредоточиться в ближайшее время? В выборы в Азербайджане являются, безусловно, крайне тонким моментом, но Россия исповедует принцип, что победить должен сильнейший, с ним мы и будем работать. Я думаю, что этот принцип самый эффективный. Мой опыт общения с турецкими экспертами показывает, что Турция давно себя видит Османской империей, собственно именно такую терминологию они и используют. Мне кажется, они делают ту же ошибку, которую совершали некоторые советские империалисты, которые живут фантомами прошлого. Турция в результате станет заложником этого имиджа и будет тратить громадное количество средств, для поддержания этого имиджа. Я не думаю, что это путь, который устроит в конце концов турецкое руководство. Хотя понятно, что эти идеи позволяют ему консолидировать нацию и удерживать тот политический режим, который у них существует.
Для России, для других стран, которые не заинтересованы в излишнем усилении Турции в регионе, это хорошие новости, потому что Турция отвлекается на «негодный объект». Россия для того, чтобы успешно конкурировать с Турцией в кавказском регионе, должна усиливаться сама, а не ослаблять своего противника. Хотя этот фактор тоже является очень важным. В этой связи России придется выстроить, прежде всего, четкие приоритеты в регионе и помогать выращивать группы и точки влияния в этих регионах. Например, признание Абхазии независимым государством - все политические риски Россия взяла на себя, но результатами пока пользуется только Турция, успешно развивая там инфраструктуру, бизнес, логистику и так далее. Не дай бог, чтобы Кавказ стал козырем или разменной монетой или фактором воздействия на внутреннюю ситуацию в России. Мне кажется, что стремление заморозить эту ситуацию, стабилизировать Кавказ, которое является доминирующим в последнее время в действиях российского руководства, позволяет предохранять Россию от серьезных, глобальных потрясений, по сравнению с которыми волнения на Болотной площади и проспекте Сахарова покажутся детским садом.
Мне кажется, что у российской оппозиции ни желания, ни возможности разыграть кавказскую карту нет. Такая возможность есть у радикальных националистических групп, но она, насколько мне известно, пока ничтожна. Эта ситуация контролируется правоохранительными органами в большей или меньшей степени, и поэтому в этой ситуации мы не можем ожидать отсюда какой-то серьезной опасности».
12220 просмотров