Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -77

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Участие «ЛУКОЙЛа» в двух проектах увеличивало долю России в общем объеме будущей добычи нефти на Каспии. После того как богатые природными ресурсами советские республики взяли курс на открытую экономику, первыми на их месторождения пришли транснациональные компании стран дальнего зарубежья. Россия эти проекты поначалу не считала приоритетными.


Возможность переломить ситуацию наметилась, когда среди участников проекта «Карабах» оказались крупнейшие российские компании. В известной мере ситуация изменилась после участия в проекте «АзериЧираг–Гюнешли» компании «ЛУКОЙЛ».

Претендовала на участие в разработке этого месторождения и компания «Роснефть», но ей, как и другим российским компаниям, помешали существующие проблемы в правовой базе России. Сходные проблемы сковывали активность и других российских нефтяных компаний. По этой причине они уступали по темпам освоения новых месторождений западным компаниям. Например, в освоение месторождения Мангышлак российские нефтегазовые компании включились лишь спустя 2–3 года после того, как это сделали западные фирмы. 

Не менее важным для «ЛУКОЙЛа» было участие в модернизации Атырауского НПЗ и освоение казахского месторождения Кумколь, запасы которого оценивались в 42 млн. тонн. Обсуждался вопрос о возможном участии «ЛУКОЙЛа» в разработке месторождения Тенгиз совместно с компанией «Шеврон». Государство лоббировало интересы компании. Премьер-министр России В. Черномырдин выразил признательность президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву за доверие к «ЛУКОЙЛу», участнику реализации проектов по развитию нефтегазового комплекса Казахстана.

Основным акционером «ЛУКОЙЛа» до 1995 г. было государство, и, по свидетельству исполнительного директора Департамента по связям с государственными органами, общественностью и СМИ «ЛУКОЙЛа» Александра Василенко, «на «ЛУКОЙЛ» также возложена особая роль – роль компании, по сути, представляющей государственные интересы России в ближнем зарубежье».

Площадь перспективной структуры «Карабах» составляет 427 кв. м. Она располагается примерно в 125 км восточнее Баку и в 220 км от блока Азери, Чираг–Гюнешли. Ожидаемые капиталовложения по контракту оценивались в 2 млрд долларов5. При запасах в 150 млн тонн нефти доходы от реализации должны были превысить при цене на нефть 1997 г. 15 млрд долларов. По месторождению Карабах прибыль должна была делиться в соотношении 50% Азербайджану и 50% остальным участникам соглашения.

В последующие 22 года доля Азербайджана должна была составить уже 80%, а доля зарубежных инвесторов – 20%. Естественно, ГНКАР была столь же заинтересована в контракте, как и «ЛУКОЙЛ». Нефтяной бонус, получаемый Азербайджанской Республикой за разработку международным консорциумом месторождения Карабах, был равен 105 млн долларов. Предполагалось, что любые залежи в месторождении Карабах, которые будут вскрыты, при подтверждении коммерческой эффективности проекта будут разрабатываться.

Транспортировка углеводородов внутри республики не составляла проблемы. В 1997 г. в азербайджанской части Каспия уже был газопровод, соединивший платформу Чираг-1 с внутренней распределительной системой страны, и нефтепровод, соединивший Чираг-1 с Сангачалом. Любое новое месторождение планировалось подсоединить к существующей системе газо- и нефтепроводов. Каждый консорциум не мог строить собственные трубопроводы. При обнаружении попутного газа у подрядчика не должно было возникнуть проблем: его по условиям контракта подрядчики передавали ГНКАР.

В случае газовой залежи уже подрядчик должен был принять одно из двух решений: или месторождение разрабатывается, и тогда сам подрядчик должен определиться с рынками сбыта, или, в случае ненахождения рынка сбыта, подрядчик имел право отказаться от разработки газового месторождения. Но если правление ГНКАР проявляло заинтересованность в этом природном газе, он оставался в республике по согласованной цене. За получение объема газа ГНК АР в эквивалентном порядке могла отдавать подрядчику сырую нефть. В этом случае иностранные компании получали возможность продавать нефть и возмещать свои затраты. Объемы нефти и газа проводились в эквивалентном порядке, основанном на ценовом факторе.

Компании–участники проекта планировали добыть первую нефть в 2001 г. Для реализации контракта был создан консорциум, получивший название Каспийская международная нефтяная компания (КМНК). В момент формирования КМНК долевое участие подрядных сторон было таким: «ЛУКОЙЛ Интернейшнл лтд» – 12,5%, «Аджип Азербайджан» – 5%, «Пеннзойл» – 30%, «ЛУКАджип» – 45%, ГНК АР – 7,5%.

Дирекция КМНК была учреждена на заседании компаний-партнеров в Милане. 18 апреля 1996 г. компания была инкорпорирована на Каймановых островах и 24 июля 1996 г. зарегистрирована Министерством юстиции Азербайджана.
8625 просмотров