Вестник Кавказа

В РГГУ СОСТОЯЛСЯ КРУГЛЫЙ СТОЛ "МНОГОСТОРОННЕЕ И ДВУХСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ЗАКАВКАЗЬЯ И ТУРЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИ

В РГГУ состоялся круглый стол «Многостороннее и двухстороннее сотрудничество России с государствами Закавказья и Турции в современном мире» с участием представителей российского и турецкого научного и экспертного сообществ. Кавказские государства представляли сотрудники посольств Азербайджана и Абхазии. В сделанных докладах превалировали, в основном, позитивные оценки нынешней динамики взаимоотношений России и Турции, быть может, даже излишне позитивные (так, было даже заявлено, что единственной проблемой является невключение Россией курдской PKK в списки террористических организаций - между тем, это далеко не так). При этом ряд турецких докладчиков указывали на то, что позиция их страны - члена НАТО (в частности, по вопросу о прохождении американских судов через проливы) имеет критическое значение для России. Можно отметить также сравнение генеральным директором музеев Топкапы Ильбером Ортайлы Александра III с Абдул-Хамидом II и отделение другим турецким участником дискуссии "идеального Запада", существовавшего в представлениях русских и турок начиная с XIX века, от Запада реального, политического Запада, который являлся активным фактором вестернизации российского и османского обществ.

Немало место было уделено также предполагаемому открытию армяно-турецкой границы и возможной увязке этого вопроса с урегулированием карабахского конфликта. Так, руководитель информационно-аналитического центра по проблемам СНГ при МГУ Алексей Власов отметил, что задачи, стоящие перед турецким руководством в контексте армяно-азербайджанских отношений, являются исключительно сложными. Любое нарушение баланса может негативным образом повлиять на статус Анкары как арбитра в этом вопросе и поставить под сомнение ее возможное посредничество. В то же время, шаги турецкого руководства свидетельствуют о том, что умение балансировать между враждующими силами было в полной мере продемонстрировано и в ходе "футбольной дипломатии" с Президентом Армении, и в ходе непростых переговоров с Азербайджаном. Проблема Нагорного Карабаха, по мнению А. Власова, является настолько назревшей и наболевшей, что успех или неудача российско-турецких инициатив в ее урегулировании предопределит перспективы Кавказа как зоны стабильности и добрососедства. При этом решение региональный формат решения нагорно-карабахского вопроса является, по его мнению, более привлекательным, нежели активное вмешательство третьих сил.

Касались этой темы и турецкие эксперты, при этом они старались "предотвратить неправильное понимание" возможного открытия армяно-турецкой границы как свидетельства отказа решать карабахский конфликт на определенных условиях. Турция в обмен на открытие границ ждет "изменений в Нагорном Карабахе и отказа Армении от семи районов". Из личных контактов можно, как представляется сделать однозначный вывод: те, кто называет чуть не конкретные сроки открытия границы между Гюмри и Карсом и начала работы соответствующих посольств в Анкаре и Ереване - как минимум, сильно опережают события. Запомнилось также высказывание известного турецкого аналитика Синана Огана о том, что вопрос Абхазии и Южной Осетии решила сама Грузия, которая развязала августовскую войну. Вопрос Абхазии, по мнению Огана, решен окончательно, в то время как относительно ресурсов, которые позволяли бы считаться независимым государством Южной Осетии, существуют сомнения. тезис об однозначно-прозападной, аналогично Грузии, ориентации Азербайджана, вызвал категоричные несогласия. Насколько обоснованные - вопрос отдельный.

Выступающими затрагивалось и предложенное Бараком Обамой Турции "стратегическое партнерство". Как известно, некоторые специфические издания поспешили на этом основании сделать вывод о том, что американо-турецкие отношения, дескать, уже "перезагрузились". Однако на деле этот вопрос, представляется, отнюдь не так однозначен. Обама попытался быть в отношениях с Анкарой "добрым" за счет Европы, предложив Брюсселю поскорее принять Турцию в свои ряды. Это предложение вызвало достаточно нервную реакцию даже со стороны такого политика, как Николя Саркози. В любом случае, третьи силы не будут безучастно относиться к динамике российско-турецких (равно как и российско-иранских) отношений, и проведение регулярных экспертных круглых столов - необходимое средство для обсуждения и конструктивного решения возникающих проблем.
7435 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ