Вестник Кавказа

УДОБНЫЙ ВРАГ

Алексей Власов
Последние заявления чеченского президента Рамзана Кадырова в очередной раз вызвали замешательство в среде западных экспертов и журналистов, работающих по Северному Кавказу. Чеченский лидер заявил о том, что боевики, действующие на территории северокавказских республик, не только финансируются, но и непосредственно получают оружие из источников, расположенных на территории государств Южного Кавказа. При этом Кадыров в очередной раз подчеркнул, что источники рисков для региона находятся, прежде всего, за его пределами. И этим своим заявлением он продолжил уже очерченную линию определения главного врага, дестабилизирующего обстановку извне. Еще до Кадырова эту же линию активно проводил и президент Ингушетии господин Евкуров.

Несомненно, в дестабилизации обстановки на Северном Кавказе заинтересованы внешние силы. В какой степени они связаны с американскими и английскими спецслужбами –большой вопрос, равно как и наличие на территории Грузии складов с оружием, видимо из старых советских запасов, из которых, собственно и вооружаются за сравнительно небольшие деньги северокавказские боевики. Контуры пропагандистской версии в целом понятны, и ни у кого, откровенно говоря, не вызывают особых сомнений ее направленность и бэкграунд. Тем более что прямых доказательств этих фактов представлено не было, а без них весомость обвинений существенно снижается.

Получается, что главная проблема – международный терроризм, а проблемы региона (существование которых Кадыров признает) – явление важное, но далеко не первостепенное. Любопытно, что почти одновременно с новыми высказываниями Кадырова в СМИ были обнародованы слова премьера России Путина, который на встрече с руководством Дагестана несколько скорректировал акценты. Он указал, что поддержка федерального центра северокавказскому региону будет, прежде всего, идти по вопросу социального и экономического характера, в частности, создания новых рабочих мест. В Кремле прекрасно понимают, что не следует спорить о масштабах влияния внешнего фактора. Пусть этим занимаются спецслужбы – там есть над чем поработать.

Гораздо сложнее эффективно реализовать программу социально-экономического подъема региона, преодолеть коррумпированность чиновников и клановое строение политических систем республик Северного Кавказа. Это во истину вечные проблемы, которые, на мой взгляд, и будут определять степень эффективности решения тех задач, о которых говорил президент Чечни.

Терроризм и нерешенность социальных проблем Ингушетии, Чечни и Дагестана связаны напрямую. До того момента, пока не будут изжиты безработица и отсутствие социальных лифтов для молодежи, будет существовать питательная среда для воспроизводства «бандитских элементов». Наличие каналов поставок оружия из вне на территорию Северного Кавказа – тема для дипломатов и силовиков. Но все вопросы, касающиеся социальных аспектов состояния региона – вот за это, в первую очередь, должны отвечать местные власти. В этом отношении эффективность борьбы с бандитами не должна подменять собой эффективность социального и экономического менеджмента.
16760 просмотров