Вестник Кавказа

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Исмаил Агакишиев, руководитель Центра кавказоведения при Российском государственном гуманитарном университете
Глобализация – фактор, определяющий новейшие тенденции развития современного общества. Сторонники глобализации рассматривают ее как великое экономическое благо и как путь повсеместного улучшения жизни людей. Критики же напирают на опасность усиления влияния корпораций на общественную жизнь и увеличения экономического, культурного и иного разрыва между разными странами и регионами, исчезновения уникальных культурных пластов, составляющих многообразие.

Современная эпоха неразрывно связана с интенсивным потреблением нефти, природного газа и угля. Практически все достижения прогресса последних двух столетий в самых разных сферах жизни стали возможны благодаря появлению новых форм энергии на основе сжигания ископаемых видов топлива. Неравномерность распределения и потребления привела к тому, что за последние два века потребление энергии в нескольких странах, привычно ассоциируемых со словом «Запад», было намного выше, чем во всех остальных государствах мира вместе взятых.

Западные страны, получившие беспрецедентные возможности для развития и поднявшие уровень жизни своего населения, в первую очередь должны быть обязаны, как собственным запасам энергоресурсов, так и импорту в течение долгих лет дешевой нефти Ближнего Востока. Концентрация капитала в нефтяной области, ставшая предтечей нынешних глобализационных моделей, произошла относительно рано в руках так называемых «семи сестер». В настоящее время можно определить примерно около 500 глобальных компаний, которые контролируют большую часть экономики планеты. При поддержке «большой семерки» транснациональные корпорации лоббируют изменения государственных законов и правил.

Глобализация – конечная стадия эпохи ископаемого топлива. На этой стадии во всех странах мира все меньше корпоративных институтов на локальном уровне управляют потоками энергии и экономической деятельностью. Современная эпоха характеризуется вертикальной структурой управления, созданной для поиска и использования разного рода источников энергии, в том числе и труднодоступных. Большие затраты на добычу, а затем и переработку нефти и природного газа требуют огромных капиталовложений, что приводит к формированию гигантских энергетических концернов. В настоящее время примерно 10-12 крупнейших государственных и частных компаний определяют условия и направления движения мировых потоков энергии.

Глобализацию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Но на наш взгляд самым важным представляется подход с энергетических представлений о сущности этого явления. Без наличия топливно-энергетического рынка глобализация невозможна в принципе. Энергия сначала каменного угля, затем нефти и природного газа позволила кардинально изменить мир, сократить время и расстояния, создать единый мировой рынок сырьевых и иных ресурсов, товаров и другой продукции, обеспечить логистику. Как следствие своей важности на протяжении всех этих лет контроль над доступом к запасам каменного угля, нефти и природного газа был в центре внимания супердержав и крупнейших субъектов экономики.

Фактически как минимум для пяти последних поколений геополитика была в значительной степени синонимом политики нефтяной. Контроль над нефтяными ресурсами приносил крупным компаниям и покровительствовавшим им государствам беспрецедентные богатства. Страны же лишенные доступа к энергетическим ресурсам становилась еще беднее. Это особенно заметно на примере стран постсоветского пространства. К примеру, энергетическая зависимость от России во многом предопределяет частые экономические и политические кризисы на Украине.

Именно нахождение больших запасов углеводородов и правильная эксплуатация резервов позволила трем постсоветским республикам - России, Казахстану и Азербайджану - выйти из экономического коллапса, охватившего эти страны в начале 1990-х. Будучи не в состоянии покупать нефть и природный газ по высоким ценам, другие постсоветские страны вынуждены брать миллиарды долларов в виде коммерческих и институциональных займов и платить за более дорогие поставки нефти и природного газа. Положение усугубляется тем, что они должны одновременно покрывать рост затрат во всех отраслях, вызванных ростом цен на углеводороды. Как результат - долговое бремя этих стран заметно увеличилось в ходе мирового экономического кризиса, разразившегося в наши дни.

Нефтеносные бассейны расположены в недрах планеты на самых разных участках как на суше, так и под толщей воды. Всего в мире выявлено 600 таких бассейнов. Каспийское море – одна из таких областей, где обнаружены большие запасы углеводородов. Большая часть их приходилась на Апшеронский полуостров. С середины XIX века возле Баку начали разрабатываться первые месторождения нефти. Здесь появился первый трубопровод, первый танкер. И подобно древнегреческому богу Прометею, пострадавшему за дар человечеству огня, нефтяной Баку, отдавая свои богатства миру, в разное время не раз страдал от интереса других государств и компаний. Хищническая добыча нефти в 1920-1940-е привела к разрушению большинства нефтяных пластов на суше. Большая нефть осталась лишь на мало разработанном шельфе в глубоководной части Каспия.

Не соблюдение в полной мере технологического процесса добычи нефти в середине прошлого века привело к истощению нефти на суше Апшеронского полуострова. Потребность в новых источниках побудила нефтяников первыми в мире пробурить морскую скважину и добыть первую нефть с глубины Каспийского моря в 1949 году. Однако отсутствие с одной стороны должного внимания к совершенствованию технологии по добыче нефти с морского шельфа, не желание выделять достаточные финансовые средства, и с другой стороны открытые новые доступные нефтяные месторождения в Сибири, затормозило развитие морского бурения на Каспии.

Разведанные запасы нефти в бассейне Каспия по разным оценкам составляют примерно 50 млрд баррелей. Это сопоставимо с запасами нефти Северного моря. В Каспийском море также обнаружены большие запасы природного газа. Значение нефти и природного газа в современном мире огромно. Человеческая цивилизация перестанет также поступательно и динамично развиваться, если не сможет найти им замену.

Одним из самых сильных стимулов человечества к новым находкам является понятие «необходимость». Человек перепробовал разные источники света и тепла, пока не нашел эффективные способы, сжигая дерево, уголь, нефть и газ. Изобретения двигателей и автомобиля без преувеличения привели к революционным изменениям в области использования нефти. С этого времени эта маслянистая жидкость стала устойчиво ассоциироваться с понятием «черное золото» и стала основным источником энергии. В процессе развития человечества неоднократно было вынуждено менять энергетические ресурсы. Каждая новая стадия сопровождалось переходом от более доступных к менее доступным энергоресурсам. По мере такого движения становится сложнее, а, соответственно, и менее гибкой технологическая, экономическая и социальная инфраструктура. А управление этими ресурсами требует интегрированной централизации.

Открытие больших запасов нефти в Северном море и их разработка привела к революционным изменениям в технологии добычи нефти с морского дна. По значимости эти достижения без преувеличения можно сравнивать и оценивать с созданием космических технологий. Уже в 1980-1990-е большая часть новой нефти поступала в Европу с месторождений Северного моря. А в наше время именно опыт работы на Северном море позволил мировым нефтяным компаниям, совместно с Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики приступить к разведке и добычи нефти на Каспии.

Совместная разработка трех крупных нефтяных месторождений в азербайджанском секторе Каспийского моря - «Азери», «Чираг» и глубоководной части «Гюнешли» стала возможной благодаря титаническим усилиям и дальновидности президента и общенационального лидера Гейдара Алиева и участников контракта представителей восьми стран, заключивших сделку после трехлетних переговоров.

Тогда мнение президента Азербайджана Гейдара Алиева о контракте было однозначным: «Я считаю, если даже не отражены в проекте контракта все наши пожелания, предложенный вариант обеспечивает экономические интересы народа Азербайджанской республики как сегодня, так и будущем. Именно потому, я принял решение о подписании этого контракта… Перелистывая историю нефтяной промышленности Азербайджана, учитывая мой 25 летний опыт работы в нефтяной промышленности, исходя из реального состояния нефтяной промышленности, доставшейся нам после распада СССР, я принял решение и дал указание о подписании контракта. Я взял на себя большую ответственность, и готов ее нести, как сегодня, так и завтра». (Контракт века. Баку,1996.с.15,20)

Общенациональный лидер Азербайджана оказался прав – за всю историю апшеронской нефти этот контракт оказался самым выгодным для Азербайджана, реальные дивиденды от его реализации можно сегодня увидеть в облике столице страны и других городов. «Контракт века» и другие соглашения по освоению углеводородных запасов в Каспии, заключенные после, превратили этот регион в мост диалога цивилизаций различных культур. На Каспии работают представители США, России, Великобритании, Италии, Китая, Японии, Саудовской Аравии, Индии, Ирана, Азербайджана, Казахстана, Турции, Казахстана, Франции, Норвегии, Израиля, Грузии и Греции. Сотрудничество имеет место не только в области нефтяного сектора, но и перетекает в сферу образования, науки, культуры и искусство, воплощается в гуманитарных программах. Все это, несомненно, приводит к сближению представителей двух культур Восточной и Западной.

Азербайджан, как и Россия, географически находясь между Европой и Азией, вобрала в себя черты как западной, так и восточной культуры. Народам практически всех постсоветских стран одинаково дороги ценности двух цивилизаций. Многовековая история, запечатлевшаяся в рамках единого государства, с одной стороны сохранила у этих народов самобытность, а с другой стороны сформировала общую ментальность. Последнее чувствуется даже после приобретения государственной независимости. Мы по-прежнему понимаем друг друга, легче договариваемся, когда есть общий интерес.

Добыча мировой нефти постепенно достигает пика, однако сегодня ситуация начинает претерпевать системные изменения. Мир сначала из двухполярного перерос в однополярный, а в настоящее время налицо первые признаки многополярности. США перестали быть мировым лидером, что стало превращаться в важнейший геополитический фактор. Параллельно с этим растут и экономические риски – с ростом потребностей в углеводородах, начинает расти себестоимость их добычи, усложняются технологические условия ее добычи и транспортировки.

Прогноз известного ученого Хабберта сбылся. Он утверждал, что добыча нефти начинается с нуля, растет, достигает пика, после добычи половины расчетных промышленных запасов, снижается в соответствии с классической колоколообразной кривой. Добыча нефти сначала растет медленно, затем ускоряется по мере открытия новых месторождений. После старта разработки консорциумом АМОК новых месторождений глубоководной части азербайджанского сектора Каспийского моря добыча нефти вскоре дойдет до рекордного рубежа в 50-55 млн тонн в год. Еще никогда в истории нефтяной промышленности Азербайджана не было добыто такого большого объема нефти в годовом исчислении. По концепции Хабберта, после того как крупные месторождения открыты и отработаны, добыча углеводородов начинает сокращаться. Небольшие месторождения находить труднее, а бурение и добыча требуют все больших затрат. Достигнув максимума, добыча нефти начинает снижаться. Другими словами, верхняя колоколообразной кривой означает, что половина промышленных запасов уже добыта. С этого момента добыча сокращается в соответствии с нисходящим отрезком кривой.

Нет сомнений, по вопросу о том, что мировые запасы нефти могут быть в скором времени исчерпаны. Значение Ближнего Востока, Сибири и Каспийского бассейна заметно увеличится. Разведка и освоение запасов углеводородов на Каспии - один из основных путей продления нефтяной эры в условиях современной цивилизации. Нынешний мировой экономический кризис и сопровождающее его снижение потребности в энергосырье стал хоть и временным явлением, но все же отдаляющим сроки достижения пика мировой добычи нефти. Стоимость нефти до кризиса достигла максимума в мировой истории нефтяной промышленности. Причиной тому - увеличение потребления нефтепродуктов в США, Юго-Восточной Азии и в странах Западной Европы, а также удорожание себестоимости. Во время экономического кризиса ситуация кардинально изменилась. В начале кризиса цена на нефть резко уменьшилось, и начала постепенно подниматься с началом оживления производства.

В настоящее время дискуссионным остается вопрос времени, когда мировая добыча достигнет пика. Эксперты разделились на две группы: одни считают, что произойдет через 30-40 лет, другие говорят о 10-20 годах. Первых по традиции причисляют к оптимистам, вторых – к пессимистам. Но разница в их прогнозах всего в 10-30 лет, а это очень и очень немного. Существует также мнение, что еще не все запасы углеводородов открыты.

Как бы люди не тешились с мыслью о существовании больших ископаемых энергетических запасов, но реальность, к сожалению, свидетельствует о близости времени их исчерпания. Те же оптимисты связывают свои надежды скорее с новыми технологиями, позволяющими осваивать большее количество углеводородов из существующих месторождений, чем с перспективой открытия новых крупных месторождений. Высокая цена на нефть позволяет тратить деньги на разработку новых технологий. При традиционной разработке скважин в недрах остается около 60% нефти. Для освоения оставшихся объемов, нефтяники закачивают в скважины природный газ, пар, жидкую углекислоту или воду. Они вытесняют нефть, поднимая ее на поверхность. Новые же методы разведки, в частности, четырехмерного сейсмического мониторинга повышают себестоимость добыча барреля нефти до 10-15%. Новые технологии закачивания в пласт газа и прочих стимуляторов еще дороже - они могут увеличить себестоимость добычи нефти на 50 и даже 100%.

Пессимисты отстаивают точку зрения, согласно которой примерно 90% запасов сырой нефти уже найдено. Что касается географии открытия дополнительных источников, то оптимистические прогнозы эксперты дают относительно территорий в России, Азербайджане, Казахстане, Туркменистане, Ближнем Востоке, а также Арктики, Антарктиды, Атлантического побережья Южной Африки и Южной Америки.

По мнению оптимистов, еще один источник больших запасов нефти может находиться на глубине океанов. Таким образом, опыт работы по освоению месторождений углеводородов с глубины Северного и Каспийского море открывает путь для сохранения баланса по добыче ископаемых энергетических ресурсов. Дорогие нефтяные технологии открывают эту возможность.

До 1950 года лидером мировой добычи нефти были США, а в 1970 году добыча в этой стране достигла пика, после наступил спад. Однако США остаются самым крупным потребителем нефти. По признанию и оптимистов, и пессимистов мир, а вместе с ним и США находится в зависимости от ближневосточной нефти. Из 40 гигантских месторождений 26 - в Персидском заливе. Подчинение стран этого региона США для получения своего «источника нефти» было краеугольным камнем в политике Буша младшего, что принесло немало новых проблем в эту часть света, и без того страдавшую от конфликтов.

Постсоветские страны, владеющие запасами углеводородов, такие как Азербайджан и Казахстан, при сдерживании добычи могут остаться также в завидном положении. Тем не менее получается, что решающее слово, и последняя большая нефть остается за странами Ближнего Востока, а в целом за мусульманскими странами. В связи с этим необходимо покончить с неконструктивной политикой, проводником которой был прежний президент США Джордж Буш и избавиться от тяжелого наследия его команды. Эта политика реально вела к разделу мира, разносила недоверие и ненависть.

Диалог цивилизаций, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур – вот что нужно миру сегодня. Эти ценности всегда остаются самыми актуальными и востребованными. Мы должны беречь все живое в этом мире, сохранить мир и дружбу народов на нашей прекрасной планете.
55195 просмотров