Вестник Кавказа

Дагестан: итоги года -1

Муса Мусаев, Дагестан
Весь 2009 год политическая жизнь Дагестана изобиловала скандалами кланов и политических групп, что наблюдатели увязывают с грядущими феврале 2010 года президентскими выборами. При этом в прошлом году была отмечена резкая активизация бандитского подполья - в результате терактов и контртеррористических операций гибли и мирные жители, и сотрудники правоохранительных органов, и боевики. По сравнению с 2008 годом число погибших и раненных как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны незаконных вооруженных формирований увеличилось вдвое. Кроме того, год войдет в историю серией громких убийств.

Как трагические события, так и события социально-экономического характера напрямую увязываются с борьбой за власть. Открытие какого-нибудь завода, завершение строительства школы или больницы, назначения или увольнения, акции протеста, убийства, уголовные преследования, судебные решения – все это ведет в Дагестане к укреплению одних и ослаблению других политических групп. Особенно это заметно на фоне приближающейся смены власти, которая для одних может означать конец карьеры, а другим сулит повышение и «хлебные места».

Примером политической конкуренции в строительной отрасли стало инициированное пять лет назад махачкалинской мэрией строительство в центре столицы, на месте оптового рынка, универсального спорткомплекса. Он должен стать крупнейшим на Северном Кавказе. Деньги на его строительство выделяются из федерального, республиканского и местного бюджетов. Однако Муху Алиев в период своего президентства начал патронировать строительство аналогичного, по сути, альтернативного спорткомплекса между Махачкалой и Каспийском. В итоге строительство обоих объектов так и не завершилось, и в республике, считающейся одним из самых спортивных субъектов России, негде проводить международные и всероссийские соревнования.

Буря негодования в единогласном парламенте

Последние месяцы 2009 года в центре внимания СМИ находился парламент Дагестана. Взрыв негодования депутатов вызвало то, что список из пяти претендентов в президенты Дагестана, предложенный председателем высшего совета «Единой России» Борисом Грызловым Дмитрию Медведеву не был согласован с дагестанским политсоветом партии. Своими действиями и бездействием шум подняли тихие сих пор депутаты. Казалось бы, что тут удивительного - представители разных фракций публично выразили свое согласие или несогласие по поводу списков кандидатов в президенты. Интрига заключается в том, что раньше такого рода публичные акции дагестанским парламентариям были несвойственны. До этого демарша парламент был тихим, все одобряющим, непубличным органом. Все законопроекты и другие решения депутаты принимали единогласно или подавляющим большинством голосов. Правда, некоторые депутаты часто пропускали сессии, за что были прозваны серыми кардиналами.

Чей список лучше

Согласно процедуре, кандидатов должен был выдвинуть дагестанский политсовет партии, куда входят не только представители парламентской фракции, но также главы городов и районов Дагестана и республиканские чиновники. Однако по судьбоносному вопросу о кандидатах единороссы не были едины. Среди дагестанских единороссов оказались сторонники оппонирующих друг другу политиков с президентскими амбициями. Поэтому все с нетерпением ждали заседания политсовета, где должны были выдвинуть кандидатов в президенты и голосовать за них. Но оно не состоялось. А список претендентов из трех человек - действующего президента Муху Алиева, спикера Народного собрания Магомеда Сулейманова и председателя правительства Шамиля Зайналова - был составлен кулуарно и направлен в Москву. О существовании этого тайного списка СМИ узнали только тогда, когда он был отклонен в Москве генсоветом партии.

Одновременно Дмитрию Медведеву был предложен совсем другой список, ставший неприятным сюрпризом для сторонников Муху Алиева. Это поставило под сомнение переназначение Алиева на президентский пост. Тогда его сторонники попытались изменить ход событий в свою пользу, решившись на публичную акцию в поддержку действующего президента. Они инициировали открытое письмо-обращение к Медведеву, в котором просили (в целях исключения ошибки при назначении руководителя республики) предварительно проконсультироваться с ними.

Реакция федерального центра была оперативной. В воскресный ноябрьский день в республику десантировалась согласительная комиссия генсовета «Единой России». О чем говорили в кулуарах согласительной комиссии остается тайной. Но после ее работы уже в понедельник СМИ муссировали другое обращение тех же депутатов – на сей раз о готовности поддержать любого кандидата, предложенного президентом.

Антиалиевские сигналы

В целом события, связанные с выдвижением кандидатов в президенты, разворачивались не в пользу Муху Алиева. Письма, заявления, комментарии к ним, судебные решения сигнализировали о снижении его шансов на переназначение. Антипрезидентским шагом называют отклонение генсоветом «Единой России» списка кандидатов, предложенного сторонниками Муху Алиева, и составление списка из пяти кандидатов без учета его мнения. Вторым сигналом стало утверждение этого списка российским президентом. Третьим сигнал поступил из судебной власти. Решениями Дербентского городского суда и Верховного суда Дагестана выборы главы Дербента 11 октября были признаны недействительными. Интрига в том, что избиркомом объявил победителем ставленника дагестанского президента Феликса Казиахмедова. А Дмитрий Медведева в интервью ведущим телеканалам заявил, что решение суда нужно исполнять, и в Дербенте должны быть назначены новые выборы…
Продолжение следует
18390 просмотров