Вестник Кавказа

В СКФО надо создавать нормальные рыночные механизмы

Алексей Власов
Недавно во время поездки Владимира Путина на Северный Кавказ и его встречи с региональными представителями «Единой России» была вновь поднята тема социальных лифтов и преодоления безработицы, прежде всего, в молодежной среде. То, что сказал премьер, это попытка выстроить системный подход к решению сложнейшей задачи. Причем, как на уровне государственных программ, так и за счет включения в этот процесс представителей местного среднего и крупного бизнеса. То есть через соединение инструментов административного характера и создания благоприятных условий для бизнес-среды. Учитывая, что после вспышки активности бандформирований в начале и середине прошлого года сейчас ситуация на Северном Кавказе стала несколько улучшаться, то можно сказать, что проблема безработицы - вопрос номер один с точки зрения решения проблем социальной безопасности. Это, действительно, задача государственной важности, которая решается как на уровне главы правительства, так и глав субъектов, входящих в СКФО.

В этом отношении господин Хлопонин должен будет выполнять ту функцию, которую он реализует наиболее успешно. Это функция координатора проектов, топ-менеджера, управленца, что, в общем-то, на мой взгляд, является одной из гарантий воплощения этих задач, этих планов и их реализации на практике. Воля премьера, опыт и способности Хлопонина и позитивное изменение обстановки на Северном Кавказе, позволяют сосредоточиться на решении сугубо мирных проблем и, в первую очередь, проблемы безработицы среди молодежи.

Между тем известно, что проблема Северного Кавказа заключается в том, что выделяемые деньги далеко не всегда доходят до тех, кому они предназначены. Борьба с коррупцией, учитывая саму тональность недавней встречи в Кремле, которую проводил президент Дмитрий Медведев, актуальна как раз для северокавказского региона, где коррупция наслаивается на определенные механизмы криминального характера, клановые, земляческие связи. То есть создается очень сложный конгломерат проблем, в котором коррупционная составляющая является одним из компонентов риска. Но бороться с коррупцией, не меняя сам характер, систему отношений внутри северокавказских обществ – безнадежное дело. Все равно мы будем в таком случае преодолевать следствия, а не причину. Но то, как постпред в СКФО взялся за достижение прозрачности работы чиновничьего аппарата, причем начал эту кампанию со своего ближайшего окружения, в принципе доказывает, что надежда на то, что деньги (а суммы были названы очень значительные) дойдут до потребителя – такие надежды вполне реальны и могут оправдаться. Другой вопрос, что возможности для привлечения дополнительных средств помимо бюджетных ассигнований на данный момент, мне кажется, все-таки не очень велики. Есть некие объекты, которые могут быть востребованы в Чечне, в Ингушетии, в Дагестане, как потенциальные ресурсы, на которых можно трудоустроить несколько тысяч граждан этих республик. Но, как бы эти стройки не превратились в потемкинские деревни, которые существовали только за счет государственных дотаций и не представляли собой пример эффективного производства, а скорее, картонный плакат, который бы сообщал всем во внешнем мире, что проблема безработицы на Северном Кавказе решается успешно, но на самом деле никак бы не был вписан в реальный контекст социально-экономической ситуации в регионе.

Коллеги из Ингушетии и Дагестана называли мне несколько таких производств, которые существовали, допустим, в Чечне, еще в довоенный период (консервные заводы, производство стройматериалов) и которые, как я понимаю, планируется сейчас отстроить и запустить в действие, но вопрос в том, что рынок узкий, покупательная способность населения не столь велика. И нужно еще понять, кто будет потребителем продукции завода консервов. Придется восстановить всю цепочку, не только производственную, но и реализации продукции. Можно решить эту задачу и с помощью административных рычагов. Но ведь речь идет о том, чтобы создать нормальные рыночные механизмы функционирования хозяйственной деятельности субъектов СКФО, а это процесс, требующий не столько вложения дополнительных средств, сколько, прежде всего, изменения психологии ведения бизнеса, включения экономических структур этого региона в цепочку связей с другими регионами России. Это вопрос, скорее, не денег, а в большей степени времени.
17150 просмотров