Вестник Кавказа

Армения: власть и оппозиция близки к диалогу

Сусанна Петросян, Ереван
Власть и оппозиция Армении сделали публичные шаги навстречу друг другу. 20 апреля на совещании по вопросам реформ судебно-правовой системы, в котором приняли участие сотрудники полиции, Специальной следственной службы и прокуратуры, Серж Саргсян потребовал от правоохранительных органов детального расследования всех событий 1 марта 2008 года. Требование президента о фактическом пересмотре расследования тех событий никак не укладывается в логику процессов, происходящих в течение последних лет и нацеленных на сокрытие истинных виновников преступлений 1 марта. Несмотря на все обвинения, выдвинутые активистам оппозиции в организации массовых беспорядков, в незаконном хранении оружия и прочее, так и не были найдены доказательства вины последних в смерти десяти человек. Реакция правоохранителей на заявление президента не заставила себя ждать. На следующий день Специальная следственная служба, занимающаяся расследованием дела, приняла решение о пересмотре всех доказательств, полученных в ходе предварительного следствия. Приняты решения о пересмотре всех версий, прежних показаний свидетелей и выводов экспертиз. Не исключается проведение дополнительных экспертиз. Комментируя заявление президента, координатор внепарламентиского оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян заметил: «Можно сказать, что одно из наших требований выполнено». Другой представитель АНК, бывший председатель КГБ Давид Шахназарян отметил, что это заявление Сержа Саргсяна означает, что власти признали то обстоятельство, что «вопрос 1 марта» не закрыт.

Второй шаг, сделанный властями навстречу оппозиции, - санкционирование митинга АНК на площади Свободы. 26 апреля администрация ереванской мэрии пересмотрела свое предыдущее решение о запрете на проведение митинга. "Мы считаем, что это уже наше второе требование, которое выполнили власти",- заметил пресс-секретарь АНК Арман Мусинян.

Интересно и недавнее заявление президента о внутриполитической ситуации, в котором он указал на положительные тенденции в деятельности внепарламентской оппозиции. По его словам, митинги и акции оппозиции не преследуют цель расколоть общество. Кроме того, не было зафиксировано никаких нарушений общественного порядка.

Многие наблюдатели расценили как возможное выполнение третьего требования оппозиции - об освобождении политзаключенных - слова Саргсяна: «В этом году исполняется 20 лет со дня провозглашения независимости Армении, кроме того, приближается май - месяц успехов, в течение которого Армения отпразднует День Республики - 28 мая». "Упоминание Дня Республики, сообщение о поручении, данном министру юстиции, не оставляют сомнений в том, что власть намерена решить вопрос политзаключенных до 28 мая, приурочив его к празднованию Дня Республики. Следовательно, два наших требования из имеющихся трех, по сути, выполнены полностью, а одно - наполовину, да и то, не с точки зрения содержания, а только в смысле срока",- заявил на митинге 28 мая лидер оппозиции, экс-президент Левон Тер-Петросян.

По его словам, заявление Сержа Саргсяна означает, что возможность диалога пока нельзя считать исчерпанной, поэтому на настоящий момент нет оснований менять тактику оппозиции и характер действий. "Дверь к диалогу, если не открыта полностью, то, по крайней мере, приоткрыта. Я совершенно не сомневаюсь в том, что она откроется полностью в течение месяца, что мы зафиксируем на следующем митинге 31 мая, когда с этой трибуны к вам обратятся со словами благодарности политзаключенные: Никол Пашинян и Сасун Микаелян. Мы терпели три года, потерпим еще один месяц",- заявил лидер АНК.

Все эти шаги и заявления, а также куда более сдержанное поведение полицейских по отношению к митингующим, прекращение нападок на АНК в провластной прессе однозначно свидетельствуют о начале процесса разрядки на внутриполитическом поле, оздоровлении политической атмосферы. Впрочем, подобный расклад сил не устраивает экс- президента Роберта Кочаряна, которого в Армении считают основным виновником событий 1 марта 2008 года, и который так не сумел найти свое место в политике после ухода с поста президента. Вряд ли Кочарян почувствовал себя уютнее после премьеры и начала распространения на DVD двухчасового фильма известного публициста Тиграна Паскевичяна о событиях 1 марта - "Потерянная весна", ведь в фильме Кочарян показан как главный виновник бойни.

С не вполне адекватными в данной ситуации требованиями выступил и председатель партии "Наследие" Раффи Ованнисян. Он требует от властей созыва учредительного собрания для разработки и принятия новой Конституции, признания Арменией юрисдикции международного уголовного суда, поскольку сейчас правосудие не в силах обеспечить соблюдение законов и уважение прав человека. Третье требование политика сводится к тому, чтобы президент Армении, отозвав подписи, объявил недействительными армяно-турецкие протоколы и официально признал Нагорный Карабах с его конституционно обозначенными границами.

Обеспокоенность тем, что диалог между властью и оппозицией все-таки может состояться выражают и представители других партий, претендующих на роль "третьей силы" - Народной партии и "Дашнакцутюн". Так, председатель парламентской фракции АРФ-Дашнакцутюн Ваан Ованнисян с заметил, что в результате "умного расчета со стороны АНК планка многочисленных требований опустилась до выполнения трех самых легких условий". Возможно, эти силы обеспокоены тем, что в преддверии диалога между властью и радикальной оппозицией, они могут быть вытеснены с политического поля. Благо подобных примеров в армянской политической действительности предостаточно. Навсегда ушли с политической арены партии Национальное единение, Демократическая партия Армении, Национально-демократический союз, Союз национальных демократов, Христианско-демократическая партия и другие. Но главное сегодня в том, что дело идет к диалогу между властью и оппозицией.
20165 просмотров