Вестник Кавказа

Коллективная безопасность на Южном Кавказе

Эльмира Таривердиева, Баку
Прошедшая в Армении международная конференция "ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе" ответила на вопрос, какова будет позиция этой организации в случае возобновления военных действий на линии соприкосновения войск. Представители ОДКБ попытались донести до своих армянских союзников, что главная цель - избежать возобновления военных действий в Нагорном Карабахе. Генсек организации Николай Бордюжа, отвечая на вопрос о том, как поведет себя ОДКБ в случае возможной эскалации ситуации в регионе, не делал конкретных заявлений. Он лишь заметил, что президент России и Минская Группа ОБСЕ предпринимают меры, чтобы решить “этот очень сложный вопрос мирным путем и прийти к обоюдному согласию вместе со всеми государствами, вовлеченными в нагорно-карабахский конфликт”. При этом генсек ОДКБ предупредил, что регулярные нарушения режима перемирия могут спровоцировать конфликт, что крайне для ОДКБ “нежелательно”. Из этого заявления следует, что Армении не следует рассчитывать на помощь ОДКБ и России в случае военного сценария развития событий в Нагорном Карабахе, а стоит задуматься о поисках дипломатических компромиссов в решении своих проблем с соседями.
Однако в Ереване мессидж ОДКБ интерпретировали по-другому. Министр обороны Армении Сейран Оганян заявил, что Армения имеет право рассчитывать на соответствующую реакцию ОДКБ в случае военной агрессии Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху. "В случае возобновления Азербайджаном боевых действий против Нагорно-Карабахской Республики мы будем вынуждены всецело вовлечься в процесс военного принуждения агрессора к отказу от своих намерений. Это неизбежно, поскольку Армения является гарантом физической безопасности населения Нагорного Карабаха", - заметил Оганян. При этом он не упомянул о детали, которая считается основополагающим фактором принятия решения ОДКБ в случае военных действий в Нагорном Карабахе. А именно, что военный сценарий развития событий не предполагает нападения Азербайджана на Армению и, что Нагорный Карабах - не территория Армении, а де-юре часть Азербайджана. Взятые же на себя Арменией обязательства по защите Нагорного Карабаха до сегодняшнего дня не имеют международного признания и не касаются ОДКБ.

Если Армения от имени Нагорного Карабаха обратится к ОДКБ с просьбой о вмешательстве, вряд ли страны-участницы организации пренебрегут дружескими отношениями с Азербайджаном. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Белоруссия и Узбекистан - страны, которые традиционно видят в Азербайджане главного партнера и союзника на Южном Кавказе и не станут поддерживать сепаратистский Нагорный Карабах, который каждая из этих стран признает частью Азербайджана.

Сама ОДКБ не раз давала разъяснения по поводу своего возможного участия в теоретически возможном конфликте Баку с одним из своих регионов. Да и в уставе организации прописано положение о том, что без согласия страны, не являющейся членом ОДКБ, структура не имеет права осуществлять какие-то военные операции на ее территории. "А так как Азербайджан не входит в ОДКБ, мы не можем без его согласия вводить свои части на его территорию", - заявила пресс-служба ОДКБ в июле 2009 года.

Если Ереван надеется на вмешательство ОДКБ по сценарию пятидневной войны в Цхинвали, когда Россия ввела войска на территорию Грузии, то возникает вопрос, а можно ли сравнивать отношения Тбилиси и Москвы в августе 2008 года с отношениями Баку и шестью странами-участницами ОДКБ, включая Россию. За последнее время российско-азербайджанские отношения вышли на новый уровень стратегического партнерства, который открывает перед обеими странами множество перспектив сотрудничества практически во всех сферах. Лидеры обеих стран не раз подчеркивали, что отношения между Россией и Азербайджаном находятся на подъеме. Об этом свидетельствует и то, что Дмитрий Медведев за последние годы трижды посетил Азербайджан, а Ильхам Алиев неоднократно посещал Россию с визитами. На этом фоне немаловажно, что по новым поправкам в закон "Об обороне" РФ президенту России как главнокомандующему дано право лично решать, в какие зоны конфликтов за пределами России следует вводить войска. Инициатором внесения поправок стал сам президент Медведев.

Словом, Россия может помочь Армении в вопросе нагорно-карабахского конфликта лишь в одном – сделать все, для того, чтобы сторонам конфликта удалось достигнуть подвижек и найти компромиссы в деле урегулирования затянувшегося территориального спора.
23330 просмотров