Вестник Кавказа

Азад Иса-заде: "Военный парад – это не только праздник, прежде всего, это демонстрация мощи" (часть 2)

Рамин Назиев, Баку

Начиная с 1998 года, каждый год 26 июня в Азербайджане отмечается День Вооруженных Сил. Об истории создании национальной армии Азербайджана, о ее нынешнем положении, и различных аспектах оборонной политики страны специально для ВК рассказал эксперт военной сферы, военный психолог Азад Иса-заде.

- Как обстоят дела в международном сотрудничестве и партнерстве с вооруженными силами из других государств. Какая политика проводится в этом направлении?

- В этом ракурсе Азербайджан ведет сбалансированную политику. Страна поддерживает военное сотрудничество со многими странами. Это и страны НАТО, в первую очередь Турция. С Анкарой вообще налажено великолепное военное сотрудничество. Но при этом есть договоры о военном сотрудничестве и с Россией, есть определенные договоренности и с Ираном, есть хорошие партнерские отношения с Грузией, очень хорошее военное сотрудничество с Украиной и другими близлежащими странами, ну и также с Западом – это и с Америкой и с европейскими государствами. Практически нет страны НАТО, где бы на курсах, на тренингах и семинарах не участвовали бы наши военнослужащие.

Вот уже несколько лет Турция готовит для нас офицеров, в российских академиях азербайджанские военные также совершенствуют свой профессионализм. Также нельзя не отметить положительный опыт участия азербайджанских подразделений в миротворческих операциях в Косово, Ираке и Афганистане. Это хороший опыт, несмотря на то, что это опасно и сложно. Иногда звучат призывы о том, что у нас у самих война, и зачем посылать туда наших солдат, но это школа и очень хорошая школа, которая в принципе также относится к международному сотрудничеству.

- Что даст в будущем Вооруженным Силам Азербайджана формирование армии по натовской системе?

- Сегодня полностью отвечающей натовским стандартам армии практически нет. Даже армии стран НАТО друг от друга отличаются. Но общие принципы позволяют проводить совместные операции, миротворческие миссии. И в стандартах НАТО, на которые мы порой так любим ссылаться, главное место уделяется человеческому фактору; правам военнослужащих, их обеспечению, их условиям, их последующему трудоустройству. Человек, отслуживший в армии, он обучен, и этот кадр сохраняется и еще может быть нужен. Вот если мы будем уделять внимание этим моментам, то это поможет в будущем создавать более боеспособную армию.

- Вот уже несколько лет в Азербайджане действует Министерство оборонной промышленности. Насколько производство собственных вооружений укрепляет позиции Азербайджана с точки зрения региональной безопасности?

- Это очень серьезный фактор. Свою продукцию Азербайджан выставляет на военных выставках, есть даже эксклюзивные образцы, которые производятся только в нашей стране. Оборонная промышленность, во-первых, показатель нашего международного сотрудничества. Во-вторых, индикатор самодостаточности – за счет собственного производства мы можем обеспечить свою армию определенными видами вооружения. Достаточно вспомнить купленную у России лицензию на выпуск автомата Калашникова. Наш эксклюзив – это крупнокалиберная снайперская винтовка "Истиглал" (независимость). Снайпер – это как бы вытянутая рука, не позволяющая противнику в открытую предпринимать какие-то действия еще на своей территории, готовиться к наступлению, посылать разведчиков и т.д. И если до этого обе армии в основном пользовались снайперскими винтовками российского образца СВД, то расстояние вытянутой руки у обоих армий было примерно одинаковым. Винтовка "Истиглал" изменила соотношения. И сразу же с подачи Армении начался разговор об отводе снайперов с линии фронта. И если начать отвод снайперов, то завтра надо отводить и артиллерию, а потом поставят вопрос, чтобы отводить и полевые кухни или танки. Снайпер – это штатная единица боевой части и выводить из воинского подразделения снайпера, это фактически лишать командира одного из инструментов. "Истиглал" – это один пример, и таких примеров можно найти немало.

- Должна ли появиться в Азербайджане альтернативная служба?

- Азербайджан, вступая в Совет Европы, подписал международные конвенции, обязывающие изменить законодательство, в том числе, и по вопросу об альтернативной службе. Поэтому нравиться нам это или нет, мы должны принять Закон об альтернативной службе. Разговоры о том, что мы в состоянии войны, поэтому не можем принять альтернативный закон, безосновательны. Хотя бы потому, что мы говорим о принятии официального закона, а ссылаемся на не официальный аргумент. Официально мы не в состоянии войны ни с одним государством. У Азербайджана никогда не было объявленной войны с Арменией, а Нагорный Карабах, как государство, Баку никогда не признавал и не признает – это наша внутренняя территория, на которой имеет место сепаратистско-террористическое движение. Азербайджанское государство временно не может контролировать часть своей территории. Посему, то наша страна ни с кем не находится в состоянии войны, то ссылка на не принятие альтернативной службы не логична чисто с юридической точки зрения. Также с психологической стороны, насильно заставлять человека защищать Родину, если этого он не хочет, неправильно. Если его религиозные, пацифистские или иные взгляды не позволяют служить в армии, от того что он туда попадет обороноспособность не повысится. Какой процент отказников? Это очень и очень маленький процент. Сегодня, когда на государственную службу не берут парней, не отслуживших в армии, люди даже с болезнями, пытаются скрыть свои болячки, лишь бы отслужить, чтобы потом иметь возможность работать на какой-то государственной работе. Особенно это касается юристов, врачей, которые в основном хотят работать в Госструктурах. Я считаю пустыми спекуляциями, разговоры насчет роста числа уклонистов, которые будут выдумывать для себя причины не идти на службу. Эти причины легко проверяются, легко контролируются, боеспособность азербайджанской армии из-за отсутствия этих людей не уменьшится, а наоборот улучшится.
18855 просмотров