Вестник Кавказа

Южная Осетия строит мир в условиях военной опасности

РИАН
Грузинские войска в ночь на 8 августа 2008 года атаковали Южную Осетию и разрушили часть ее столицы Цхинвали. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.
В конце августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии и другой бывшей грузинской автономии Абхазии. В ответ Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой и объявил две закавказские республики оккупированными территориями.
Генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев считает, что Южной Осетии "надо продолжать строить мирную жизнь, но быть готовой ко всему, так как идея военного реванша со стороны Грузии существует, и будет ли она реализована, сказать трудно".
"В ближайшее время это невозможно, потому что урок был достаточно жесткий. Но в общем исключать такого развития событий нельзя, потому что неизвестно, кто будет в Грузии у власти в дальнейшем. Так что на дальнюю перспективу загадывать трудно", - сказал он.
По словам эксперта, "крайне важна будет ситуация в самой Южной Осетии - насколько стабильной там будет обстановка, удачно или неудачно будут развиваться внутренние дела".

Что касается международного признания, то, как отметил Михеев, в том, что этот процесс не форсируется, нет ничего удивительного. "Для таких территорий, которые были вовлечены в подобные конфликты, это обычное дело. И процесс признания независимости может растянуться на долгие годы, те более что моментального признания никто и не ожидал", - отметил он.
Касаясь предвыборной ситуации в республике, где в ноябре пройдут президентские выборы, политолог не стал делать прогнозов относительно конкретных кандидатов на пост главы государства. При этом он выразил опасения по поводу того, что страна, которая только начала вставать на ноги, восстанавливаться после августовской войны 2008 года, попала в ситуацию довольно острой внутренней борьбы различных элит и лидеров.
"Хуже всего для этого маленького государства в будущем могут быть внутренние конфликты, исключать которые, к сожалению, нельзя. Они возможны", - констатировал Михеев.

"В Грузии не оставили мечту о реванше. Об этом свидетельствуют и меры по укреплению грузинской армии, и достаточно воинственная риторика, к которой прибегает официальный Тбилиси", - считает генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Власов.
По его мнению, в связи с этим Россия остается главным гарантом безопасности Южной Осетии и Абхазии, и "несмотря на заявления самого президента Саакашвили о том, что Грузия настроена на мирное решение проблемы с этими республиками, в эти слова верится мало, а потому риски, безусловно, существуют и сохраняются на ближайшую перспективу".
Политолог отметил, что прошедшие три года строительства государственности Южной Осетии вряд ли можно считать беспроблемными. "Становление государственности идет очень трудно, сложно. Все это обостряется нерешенным комплексом социально-экономических проблем, трудностями восстановления Цхинвали и других населенных пунктов", - сказал он.
Как подчеркнул Власов, население Южной Осетии настроено на дальнейшее возрождение и строительство собственной страны и это является главным ресурсом, на который опирается руководство республики. "Но, повторю: социальные вопросы решаются очень медленно и далеко не всегда эффективно", - констатировал он.
Политолог затронул также тему предстоящих президентских выборов в стране. "Можно говорить о том, что есть определенный запрос на новые лица и новые идеи. Хотя государство маленькое, но есть много партий, много точек зрения на будущее Южной Осетии. И, наверное, главная задача по итогам предстоящей президентской кампании, чтобы к власти пришел политик, который бы дал населению внятный образ будущего, то есть к чему будет стремиться республика. Я имею ввиду и идеологию, и политику, и экономику", - сказал эксперт.
Пока же, по его мнению, тактические задачи доминируют над стратегией развития, а "августовская победа 2008 года хоть и сохраняет импульс позитива, но народ стремится к чему-то более конкретному и соответствующему поствоенным реалиям".

Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, в свою очередь, считает, что вероятность военного реванша со стороны Грузии невелика. "Да, она сохраняется, существует напряженность, имеют место боестолкновения на границе, но для масштабного повторения агрессии у Тбилиси нет ни внешнеполитических предпосылок, ни ресурсов", - заявил он.
Сравнивая три года независимости двух республик, некогда входивших в состав Грузии, - Абхазии и Южной Осетии, политолог отметил, что успехи Абхазии "более заметны и очевидны с точки зрения внутренних процессов, с точки зрения демократических процессов и с точки зрения международного признания".
16720 просмотров