Вестник Кавказа

Аркадий Баскаев: Граждане Южной Осетии должны понять, что лучше еще раз проголосовать в марте 2012 года, чем сегодня идти против друг друга

Сегодня парламент Южной Осетии на экстренном вечернем заседании определил дату повторных выборов президента республики. Они назначены на 25 марта 2012 года. Ранее Верховный суд Южной Осетии удовлетворил жалобу на нарушения, допущенные сторонниками оппозиционерки Аллы Джиоевой во втором туре выборов.

Жалобу подали сторонники кандидата Анатолия Бибилова. Председатель верховного суда Ацамаз Биченов, отменив итоги выборов, заявил, что сторонники Джиоевой допустили нарушения на выборах.

"Верховный суд принял решение признать выборы, состоявшиеся 27 ноября, недействительными, так как сторонники кандидата в президенты Аллы Джиоевой нарушили конституционный закон республики Южная Осетия о выборах в президенты", – говорилось в вердикте суда.

О своих впечатлениях от прошедших выборов президента Южной Осетии в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал депутат Государственной Думы РФ Аркадий Баскаев, который присутствовал на втором туре выборов президента Южной Осетии в качестве международного наблюдателя от нижней палаты парламента России.

"Уже в восемь утра я прибыл на открытие одного из избирательных участков. И поначалу у меня сложилось положительное мнение о том, как проходит процесс голосования. Например, имели место некоторые моменты, которые не прописаны в российском избирательном праве, но показавшиеся мне интересными. Так, ставился штампик в паспорт тем, кто проголосовал на том избирательном участке, а на обратной стороне бюллетеня ставились росписи наблюдателей от одного и второго кандидата, что они прошли избирательную процедуру. Но после этого я посетил еще пятнадцать избирательных участков в процессе всего дня голосования и убедился, что это схема, которая в общем позволяет в последующем манипулировать этими данными.

О чем идет речь. Ну, во-первых, во время фиксации прибытия избирателя на участок штампик ставился не в момент вручения протокола, а по его окончании. Иными словами человек мог проголосовать и уйти, не получив регистрационную метку, что он уже один раз проголосовал. Во-вторых, когда расписываются наблюдатели, также оказалось необязательная процедура. Многие голосующие проходили, не проставляя подписей.

В-третьих, когда я приехал на закрытие одного из избирательных участков для наблюдения за ходом подсчета голосов, меня пытались силой выставить оттуда. Тем не менее, я отстоял право присутствовать на этой процедуре. Что я там увидел… Несмотря на то, что в восемь вечера избирательные участки уже закрылись, к ним приходили и голосовали избиратели. Их, правда, было не много, но то, что в 20.00 не закончилось голосование – это факт. В период подсчета голосов на избирательном участке присутствовали посторонние люди, я не имею ввиду наблюдателей с одной и другой стороны и членов избирательных комиссий. И наряду с тем, что меня как международного наблюдателя пытались выгнать, на участке находились люди, которые не имели никакого отношения к избирательному процессу.

Еще один момент. Когда начался процесс подсчета бюллетеней, то он проходил достаточно небрежно, но это не самое главное. Практически сразу стали относить к испорченным бюллетеням все те, где не было росписей с обратной стороны, хотя законодательством это не предусмотрено. Это право избирателя – дать наблюдателям от кандидатов подписать лист для голосования или нет. Главный момент в том, что эти придирки и передергивания относились лишь к одному кандидату – Анатолию Бибилову. Например, в квадратике, в котором стояла отметка, черточка выходила за пределы линии, то бюллетень также признавался недействительным. Испорченными считали и те бюллетени, где помимо абсолютно четкой "птички" напротив кандидата вдруг непонятно откуда углядывали едва просматриваемую точку в другом квадрате – "против всех" или другого кандидата.

Участок, где я наблюдал был небольшой – всего 485 избирателей – 15 таких бюллетеней в пользу Бибилова посчитали недействительными. На все мои попытки объяснить – почему они признаны испорченными – мне ответ так и не дали. Я не имел права вмешиваться в процесс и лишь зафиксировал эти нарушения. Позже я просил членов ЦИК обратить внимание на эти моменты. Однако чувствовалась по отношению к Бибилову некоторая предвзятость и противодействие на том избирательном участке, где я наблюдал за подсчетом голосов. Я в то же время не могу утверждать за все остальные участки – всего их было 85, что и там было похожее положение. Но общее впечатление сложилось именно такое. Несмотря на то, что Бибилов на этом участке и выиграл, явно были видны попытки снизить его результат и сделать натяжку другому кандидату, вытащить Джиоеву. Чувствовалось, что команда госпожи Джиоевой четко и целенаправленно работала против другого кандидата. В некоторых случаях это было настолько явно, что не требовалось никаких других подтверждений.

Все уловки, о которых я говорил выше, использовались против кандидатуры Анатолия Бибилова. Но самое печальное, что это возведено в систему и может привести к противостоянию внутри одного народа, который там живет. Для меня это главное и против чего я выступаю и искренне переживаю. Не дай Бог, там пойдет противостояние людей. Есть разные подходы, оценки ситуации, но нельзя допустить такого противостояния, которое сегодня раскручивают главным образом сторонники Джиоевой.

Я бы очень хотел, чтобы ситуация осталась в правовом поле, чтобы народ, который выстоял против агрессии не начал воевать против себя. Это страшный исход. Я надеюсь, что люди, которые там живут, поймут, что лучше еще раз проголосовать в марте будущего года, чем сегодня идти против друг друга", - подчеркнул депутат Госдумы, международный наблюдатель на выборах президента Южной Осетии Аркадий Баскаев.
17455 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ