Вестник Кавказа

Устранение Асада: механизм в действии

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Устранение Асада: механизм в действии
© Фото: Сайт президента России
Из Сирии продолжают поступать тревожные сообщения о новых столкновениях и перестрелках между правительственными войсками и оппозицией. Несмотря на активность сирийских силовых структур по подавлению мятежников, добиться кардинального перелома ситуации Башару Асаду не удается. В последние дни основные события разворачиваются в мятежном Хомсе, где были убиты в том числе и западные журналисты. Судя по всему, ситуация по-прежнему далека от развязки.

На дипломатическом уровне Россия и Китай не отходят от своих прежних позиций в Совбезе ООН, которая сводится к недопущению иностранного вмешательства во "внутрисирийский”, по мнению Москвы и Пекина, вопрос. Российский президент Дмитрий Медведев в телефонном разговоре со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинеджадом подтвердил эту позицию. «Стороны высказались за скорейшее преодоление кризиса самими сирийцами исключительно мирными средствами, без внешнего вмешательства», - говорится в сообщении пресс-службы Кремля. Более того, сам факт обсуждения сирийской проблематики лидерами России и Ирана говорит о многом. Напомним: ключевым союзником Асада в регионе считают именно Тегеран.

ЛАГ и Запад провели 16 февраля через Генассамблею ООН резолюцию по Сирии, призывающую президента Башара Асада уйти в отставку и решительно осуждающую нарушение прав человека его режимом, сообщает Agence France-Presse. Резолюция была подготовлена Лигой арабских государств при поддержке США и ряда стран Европы. За нее проголосовали 137 из 193 стран-участниц Генассамблеи, против было подано 12 голосов, еще 17 делегаций, присутствовавших на заседании, воздержались. Конечно, такая резолюция имеет чисто символическое значение, но, во-первых большего от ООН на данный момент вряд ли можно добиться, а во-вторых, демонстрация «дипломатического влияния» получилась весьма впечатляющей.

На этом фоне США выразили надежду, что Россия в двусторонних переговорах оказывает давление на режим Башара Асада, сообщил заместитель официального представителя Госдепа США Марк Тонер. Специальный помощник президента Обамы по вопросам национальной безопасности Дэниел Рассел в ходе брифинга для журналистов заявил, что США будут продолжать оказывать нажим на китайцев, чтобы они изменили свою позицию в СБ ООН. Одновременно американцы прозрачно намекают, что не исключают и своего непосредственного военного вторжения в Сирию. "В случае, если США не смогут заставить Башара Асада подчиниться давлению, которое на него оказывается, будут рассмотрены дополнительные меры", - сообщила журналистам официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд. В ответ на вопрос, «будет ли это означать, что американские военные ботинки будут топтать сирийскую землю», Нуланд отметила, что «мы ничего не исключаем… Вы правы, мы напоминаем, что ничего не снимаем с повестки дня», - передает РБК.

Впрочем, пока нет никаких оснований полагать, что Россия или Китай поддадутся на уговоры или давление со стороны США. И казалось бы, президенту Башару Асаду, имеющему столь надежное внешнеполитическое прикрытие, уже давно пора «разобраться» с протестным движением. Тем более что в истории правящего режима уже есть схожие страницы: Хафез Асад, отец нынешнего сирийского диктатора, потопил в крови в 1982-м году восстание исламистов под руководством "братьев-мусульман". Тогда в мятежном городе Хама погибли десятки тысяч человек, но сопротивление было сломлено и власть осталась в руках алевитов. А вот сможет ли Асад-младший повторить "подвиг" своего отца – вопрос открытый.

Сирия сейчас оказалась в весьма затруднительном положении. Санкции, введенные США, Евросоюзом, ЛАГ и Турцией, оказывают сильное негативное воздействие на сирийскую экономику. Издание The Economist еще в декабре прошлого года подсчитало, что ежемесячные потери сирийской экономики в связи с введенным нефтяным эмбарго со стороны европейских стран составляют около 400 млн доллларов. К тому же доходы от туризма, раньше составлявшие около 10% от всего ВВП страны, в условиях непрекращающихся беспорядков понятным образом снизились, если не упали до нуля. Один из самых известных бизнесменов Сирии утверждает, что иностранные санкции парализовали экономику страны, передает агентство Росбалт. Как сообщил BBC сын экс-президента Сирии Файсал Кудси, в результате санкций на экспорт нефти и краха туристического бизнеса, внутренний валовой продукт Сирии сократился примерно на 45%. Он отметил, что Иран высылает деньги Дамаску, но "этого недостаточно", и сирийские деловые круги больше не поддерживают президента Асада. Многие бизнесмены, опасаясь за свою жизнь, покинули страну, добавил Кудси. Здесь, пожалуй, следует добавить, что в странах, где политическая ситуация не претерпевала коренных изменений на протяжении десятков лет, крупный бизнес, как правило, поддерживает именно действующую власть, поскольку радикальные политические сдвиги априори ведут за собой и «передел собственности». А он уже редко бывает «бархатным» и даже бескровным. Но санкции – дело иное. И если господин Кудси не сгустил красок, это означает, что Башар Асад потерял поддержку весьма важного сегмента общества.

Кроме того, Сирия, в отличие от более предусмотрительного Ирана, до начала политического кризиса в стране так и не смогла выстроить устойчивую к западным санкциям экономику. Сирийская валюта обесценивается, валютные резервы таят. К тому же "предательство" со стороны ЛАГ, членом которой Сирия являлась сама, стало для Дамаска неожиданностью. Правда, основной экономический партнер Сирии - Ирак так и не присоединился к антисирийским санкциям, и Дамаск ищет сейчас также пути обхода санкций, используя опыт Ирана, которым последний готов поделиться с союзником. Но сейчас режим Башара Асада должен перестраивать экономику и искать новые рынки сбыта в спешном порядке, на фоне проигранной «информационной войны», и самое главное, в то время, как за пределами Сирии далеко не все уверены в его политическом выживании.

Стратегия же Запада проста и эффективна: она заключается в том, чтобы, ослабляя сирийский режим экономически и усиливая внутреннее недовольство все еще легитимной властью в стране, активно поддерживать вооруженную оппозицию через своих арабских союзников. По сообщениям арабских СМИ, многие арабы-сунниты из соседних стран записываются добровольцами в ряды Свободной Сирийской Армии. Не секрет, что среди них много исламистов – вероятно, и из числа бойцов "Аль-Каиды", которая официально встала на сторону сирийского протестного движения. Впрочем, по понятным причинам, пока что трудно судить с уверенностью, какие силы доминируют в антиасадовском движении в Сирии и тем более предполагать, кто окажется «на гребне волны» в случае падения режима. Но в любом случае нынешняя стратегия Запада, с учетом сохранения нынешних тенденций, может стать эффективным механизмом для отстранения Башара Асада от власти. Военное вмешательство в конфликт со стороны США, которое не захотела исключать Виктория Нуланд, эксперты считают все-таки маловероятным. Такой сценарий неизбежно взорвет весь регион с вовлечением в военные действия других стран, включая Иран, дестабилизирует изнутри Ливан и, возможно, Ирак, и это еще не все возможные негативные последствия. Вход иранских военных кораблей в сирийский порт Тартус является наглядной демонстрацией поддержки Тегераном Асадa. Лишь в том случае, если от демонстрации поддержки Иран перейдет к открытым действиям на стороне сирийских правительственных войск, возрастет угроза прямого военного вмешательства со стороны США. Однако Тегеран ведет довольно прагматичную политику в регионе и вряд ли станет провоцировать начало большой войны. Она не в интересах ни Тегерана, ни Вашингтона, потому что последствия ее будут абсолютно непредсказуемы.

Однако до сих пор, несмотря на поставки оружия из России, явное внешнеполитическое заступничество Москвы и Пекина, наконец, тот факт, что мировое сообщество, включая ЛАГ, пока что не перешло к радикальным рычагам в отношении сирийского режима, переломить ситуацию в свою пользу Башару Асаду не удается. Протестное движение ширится, оппозиция, еще вчера предпочитавшая мирные демонстрации, сегодня берется за оружие, а международное положение Асада становится все более шатким. Достаточно вспомнить стремительный разлад между Дамаском и Анкарой.

Так или иначе, опасность падения режима Асада многие эксперты считают более чем реальной. А это уже заставляет задавать другой вопрос: что будет с Сирией потом? Многие аналитики сегодня предупреждают: последствия демонтажа режима окажутся весьма драматичными и опасными для стран региона. Сирия – государство многонациональное и многоконфессиональное, к тому же это исторический центр весьма обширного региона. Падение режима Асада может привести к вспышке розни между суннитами и шиитами, что затронет Ливан и Ирак, активизирует «курдский фактор», возможно, усилит присутствие в регионе «Аль-Каиды», которая, напомним, уже пыталась не так давно взять под контроль «суннитский треугольник» в Ираке. И самое главное, ситуация в Сирии не позволяет «оставить все как есть» и подождать, пока кризис разрешится сам собой. Словом, абсолютно безболезненных вариантов выхода из сирийского тупика, возможно, уже и не существует. Миру придется выбирать меньшее из зол. А вот тут уже, как показывает опыт, определяющей мотивацией оказываются собственные интересы внешних игроков.
16825 просмотров