Вестник Кавказа

Туркластер СКФО расширяет географию

Муса Мусаев, Дагестан
Часто основным препятствием для развития туризма на Северном Кавказе называют отсутствие безопасности. Но риск потери инвестиций, повышают и несколько других факторов - туристы считают северокавказский отдых не только небезопасным, но и дорогим и дискомфортным из-за отсутствия сервиса и транспортной инфраструктуры, неразберихи с землями сельскохозяйственного и рекреационного назначения. Такой вывод можно сделать после опроса уже первой десятки потенциальных инвесторов и туристов.

По мнению большинства экспертов, развитию туризма препятствуют экстремизм, организованная преступность, теневая экономика, наличие большого количества вооруженных формирований (боевиков, силовиков, охранников), и, конечно, коррупция. Без нее, без выплаты дани местным чиновниками, местным силовикам, или кланам трудно открыть свое дело, реализовать инвестиционный проект. По крайней мере, так было до недавнего времени. Защищенные в различных проектных институтах прекрасные инвестиционные проекты не защищены от ни от коррупционеров, ни от силовиков, ни от боевиков. Однако власти надеются, что развитие туризма вытеснит вышеуказанные трудности.

Главной инфраструктурной проблемой, требующей безотлагательного решения, считается реконструкция федеральной трассы «Кавказ». На дагестанском участке этой трассы из-за перегруженности ежедневно гибнет людей больше, чем от терактов. Только в январе 2012 года было зарегистрировано 128 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 35 и получили ранения 191 человек. Нельзя говорить о турпотоке и без реконструкции Махачкалинского аэропорта.

Для решения этих проблем нужна политическая воля федерального центра. Пути решения проблем я уже предложил одному из кандидатов в президенты РФ на сайте www.putin2012.ru. Думаю, что целесообразно было бы осуществлять государственные заказы на размещение туристов из других регионов России в Дагестане. Договориться с северными регионами, и крупными госкорпорациями России о создании в Дагестане турбаз и инвестировать их строительство.

Сейчас глава республики Магомедсалам Магомедов разработал прозрачную схему реализации проектов, с разными формами государственного стимулирования. И к этим проектам подключились крупные иностранные инвесторы. Кроме того для развития туристкой отрасли, нужно внести частную собственность на рекреационные и сельскохозяйственные земли. Только в северокавказских республиках не введена частная собственность на сельхозземли. Продавать эти земли с условием, что там будут строить туристические объекты. Капитальные вложения инвестиции в чужую, арендованную земли только повышает риск. В первую очередь нужно привлекать инвесторов в туристскую отрасль из самого Дагестана и других регионов России.

Магомедов, кстати, инициировал переговоры с Сулейманом Керимовым. Еще на первом Дагестанском экономическом форуме в июне прошлого года глава республики обсуждал проблемы расширения курортного кластера и особой экономической зоны за счет включения туда прибрежных территорий Дагестана. Проблема в том, что в рамках первоначального проекта строительства горнолыжных баз, созданием одной горнолыжной базы «Матлапс» стратегические проблемы Дагестана не решаются.

Самая большая республика СКФО Дагестан к горнолыжному кластеру оказалась наименее причастна. Дагестанская горнолыжная база «Матлас», из пяти строящихся в разных субъектах, рассчитана на наименьшее количество туристов. Она не может решить проблемы занятости самой «горячей точки» на карте России. Эта база может обеспечить занятость одного Хунзахского и соседних районов. Самая большая база строится в Карачаево-Черкесии, и может дать рабочие места большинству жителей этой республики. При таких пропорциях участия в горнолыжном кластере экономика республики не достигнет поставленных задач. Позже к курортному кластеру присоединили Ингушетию, регион Кавказских минеральных вод, и каспийское побережье Дагестана. Первоначально было 4 горнолыжные базы, сейчас их шесть, плюс к этому пляжи и бальнеологические ресурсы.

Тому факту, что в кластере мало задействованы Дагестан, Чечня и Ингушетия, есть разные объяснения. Либо сами чиновники не верят возможность создания международных курортов в этих республиках. Либо крупные инвесторы, с которыми ведутся переговоры, предпочитают более тихие и спокойные регионы КЧР, КБР и Северную Осетию. В пользу этой версии говорит и то, что перед Ингушетией, которая хотела войти в кластер, ставили условие найти инвестора. Инвестора нашли, но только не иностранного, а своего - сенатора от Ингушетии. Перед относительно тихими регионами СКФО вопрос найти спонсора не ставился. Видимо не было с этим проблем.

У Дагестана самый большой потенциал курортно-рекреационных ресурсов и природно-климатических условий. Только Дагестан обладает в России песчаными пляжами на побережье протяженностью более 500 километров. На первом Дагестанском экономическом форуме полпрез президента в СКФО Александр Хлопонин и глава республики Магомедов заявили о том, что каспийское побережье тоже войдет в кластер. А концу года нашли спонсора и тоже своего - Сулеймана Керимова.

К 2018 году недалеко от города Каспийск планируется строительство спортивной и туристической инфраструктуры в рамках проекта «Новый город», с объемом инвестиций примерно 43 млрд рублей. Инвестором выступает ЗАО «НАФТА Москва» владельцем, которого является Сулейман Керимов. Это стало залогом для выдвижения Дагестана на право проведения III летних юношеских Олимпийских игр 2018 года.

В рамках проекта «Новый город» в вблизи города Каспийска планируется, в том числе, строительство современного стадиона на 45 тыс. мест, многофункциональной спортивной арены, тренировочной базы и других объектов спортивной и туристской инфраструктуры общей стоимостью свыше 43 млрд рублей. Реализация первой фазы проекта позволит создать к 2016 году порядка 3,5 тыс. новых гостиничных мест, а также университета и студенческого городка на 3 тыс. учащихся, современного спортивного комплекса со стадионом для нужд футбольного клуба «Анжи». В правительстве РФ рассматривался вопрос расширен6ия туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Хунзахского района Дагестана за счет земельных участков, расположенных на территориях Дербентского, Карабудахкентского, Каякентского и Магарамкентского районов. Там планируется создание транспортной и инженерной инфраструктуры для круглогодичного отдыха с использованием имеющихся у Дагестана преимуществ.
17825 просмотров