Вестник Кавказа

Who is господин Иванишвили?

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Продолжение. Начало см. http://www.vestikavkaza.ru/analytics/obshestvo/53408.html

На первой пресс-конференции Бидзины Иванишвили, состоявшейся в конце прошлого года, журналистов удивила брошюра, несколько сот экземпляров которой были разложены на приготовленных для прессы стульях. Все ошибочно предположили, что в книжке содержится ценная информация о таинственном миллиардере, его политических взглядах, или сведения о личной жизни, семье, бизнес-карьере или что-то в этом роде. Словом, все, что могло заинтересовать журналистов в ходе первого общения с новоявленным политиком, который только что заявил: «Я не просто хочу быть новым лидером страны, но обязательно им стану после неминуемой победы на выборах, сформирую парламентское большинство и начну процесс импичмента президента Саакашвили». Каково же было изумление журналистов, когда они обнаружили, что довольно емкая брошюра целиком и полностью посвящена многолетним препирательствам (в том числе, судебной тяжбе) между одним из десятков тбилисских таблоидов – медиа-холдингом «Алия» и руководством банка «Карту», принадлежащего Иванишвили.

Газетные дискуссии действительно продолжались долгое время еще в тот период, когда сам Иванишвили предпочитал хранить многозначительное молчание. Но кого это интересовало на первой пресс-конференции политика? Представьте, если бы на первой пресс-конференции (после объявления о создании оппозиционной партии) российского миллиардера Михаила Прохорова, журналисты обнаружили бы на стульях брошюру, подробнейшим образом рассказывающую о тяжбе одной из компаний Прохорова, например со «Спид-инфо».

Когда представители «Алия» на пресс-конференции назвали брошюру «макулатурой», Иванишвили сам вступил с ними в довольно эмоциональную перепалку. Наблюдатели уже тогда отметили, что миллиардер обладает чрезвычайно опасным для политика свойством – обидчивостью и эмоциональностью. Причем он экстраполирует свои личные отношения на публичное поле, упорно не желая считаться с тем, что его обида (в данном случае на рядовых журналистов простенькой газетенки) не может представлять общественного интереса. Многие недоуменно пожимали плечами - неужели он пришел в политику, чтобы отомстить журналистам?

Но это не единственный пример. В письме о переходе в оппозицию, Иванишвили не хватило элементарной осторожности, чтобы не упомянуть о своем третьем гражданстве. Говоря о готовности отказаться от гражданства РФ «с тем, чтобы отмести любые подозрения в пророссийскости», бизнесмен изъявил готовность сдать еще и французский паспорт. Но гражданином Франции он стал уже после того, как президент Саакашвили присвоил ему грузинское гражданство. Причем Иванишвили тогда не сообщил об этом службе гражданского реестра Грузии, нарушив тем самым законодательство страны. Естественно, власти были очень рады такой оплошности и сразу лишили Иванишвили грузинского гражданства. Причем в полном соответствии с законом. Но неужели в окружении Иванишвили не нашлось хотя бы одного юриста, который предупредил бы автора письма об этой ошибке и посоветовал быть более предусмотрительным?

Заметим, речь идет о человеке, который начинал карьеру уборщиком на одном из кутаисских заводов («Мне иногда приходилось чистить туалеты и это приучило меня уважать всякий труд», - гордо рассказывает миллиардер), но уже к сорока годам сколотил одно из самых крупных состояний в мире. Правда, злые языки обращают внимание, что миллиарды он заработал в ельцинской России, то есть в «эпоху первоначального накопления капитала». А чтобы разбогатеть в ту незабываемую эпоху, бизнесмену не требовалось обладать гением Стива Джобса или Билла Гейтса, - дарить человечеству iPad или Windows - достаточно было сноровки и везения.

Сам Иванишвили неохотно вспоминает свое российское прошлое, вскользь рассказывая о том, что именно он, будучи членом «семибанкирщины» в преддверии президентских выборов 1996 года, подсказал команде Ельцина идею об использовании электорального ресурса генерала Лебедя во втором туре выборов. Зато сегодня миллиардер со странной уверенностью заявляет, что хотя значительная часть его активов и находится в России, он «абсолютно независимым и неподконтролен Путину».

Желание казаться «святее папы римского», то есть еще более убежденным «прозападником», чем Саакашвили – одно из свойств Иванишвили как политика. Главными политическими партнерами российский миллиардер выбрал «республиканцев» братьев Бердзенишвили и «свободных демократов», в частности Ираклия Аласанию. То есть партии, основная претензия которых к ныне действующему президенту состоит лишь в том, что Саакашвили «мешает скорейшему вступлению Грузии в НАТО и ЕС».

В последнее время Иванишвили чуть ли ни в каждом публичном выступлении подчеркивает: «Вступление в НАТО – безальтернативное направление внешней политики Грузии». Он отказался от объединения с бывшим спикером парламента Нино Бурджанадзе именно потому, что та несколько раз встречалась с Владимиром Путиным. Что касается бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, живущего в Париже, было бы странно увидеть его в коалиции Иванишвили «Грузинская мечта». Ведь власти обвиняют экс-министра в сговоре с российскими спецслужбами и попытке госпереворота по заказу Москвы.

Пытаясь доказать обществу свою «прозападность», Иванишвили иногда попадает в совершенно анекдотические ситуации. Например, комментируя недавний визит президента Грузии в США, миллиардер заявил, что «стремление к союзу с Америкой – абсолютно правильная политика, Грузия обязательно должна стать членом НАТО», а возможное заключение с Вашингтоном договора «О свободной торговле», по его словам, «великое достижение, которым мы обязательно воспользуемся, после прихода к власти».

«Но позвольте, - спросит избиратель, – если курс Саакашвили правильный, если вступление в НАТО, сближение с США, в том числе заключение договора «О свободной торговле» (вместо вступления в Таможенный союз и ЕврАзЕС) – это достижение, то почему этим достижением должен «воспользоваться» кто-то другой, а не его автор, нынешний президент Саакашвили? Какой смысл менять власть, если главный оппозиционер полностью согласен с внешнеполитическим курсом и довольно нахально заявляет, что сам воспользуется плодами чужих успехов?». Чтобы сменить в Грузии власть путем выборов, необходимо предложить обществу ясную альтернативу. Иванишвили и его команда ничего нового не предлагают, более того, абсолютно согласны с главными векторами политики правящей команды. А значит, им не стоит удивляться, если в день выборов избиратель не будет идти на риск дестабилизации (всегда сопряженный в Грузии с процессом смены власти) для того только, чтобы поменять шило на мыло. Такова психология грузинского электората, пережившего гражданскую войну и две революции.

Однако Иванишвили не только не желает с этим считаться, но судя по всему, вообще не понимает, как искусно его «разводят» его же партнеры по коалиции, опасающиеся смены внешнеполитического курса больше, чем смены власти. Что поделаешь, искусство политика – редчайший из талантов. История человечества доказывает, что он почти никогда не коррелирует со способностью и умением делать деньги. А первый признак слабости политика – неспособность и неумение понять общество, в котором живет. Об этом свидетельствует «меценатская» деятельность Бидзины Иванишвили (как прелюдия к его пришествию на политическую сцену), а также выдвижение членов семьи на самое острие атаки против Саакашвили – изощренного, хитрого, прирожденного политика.
Окончание следует
13280 просмотров