Вестник Кавказа

Зураб Церетели возвращается на родину

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

Недавно в центре Тбилиси, на проспекте Руставели, в здании бывшего кадетского корпуса открылась выставка работ Зураба Церетели. В этом, казалось бы, нет ничего неожиданного или удивительного. Но выясняется, что Церетели не просто организовал выставку собственных работ, но купил за несколько миллионов долларов само здание – одно из красивейших в столице Грузии. Таким образом, в Тбилиси появился «дом Зураба Церетели», а выставку работ можно отныне считать постоянно действующей – как и в его московском дворце, где выставлено большинство творений Церетели.

Но если в столице России постоянная выставка (в собственном доме) открыта лишь для особо почетных гостей, то в Тбилиси «дом Зураба Церетели», судя по всему, замышлен как общественное достояние. Надо признать, само здание по своим масштабам и внутреннему устройству полностью соответствует замыслу: огромные залы, высоченные потолки, мраморные лестницы, уютный двор, оранжерея и, главное, выход на центральный проспект Руставели. То есть при посещении Тбилиси пройти мимо выставки или не заметить ее просто невозможно. Вход, конечно, бесплатный.

Примечательно, что Зураб Церетели решил потратить часть своего состояния и приобрести огромное здание на родине именно после того, как его многолетний друг и покровитель, мэр Москвы Юрий Лужков оказался «не у дел». Тем самым завершилась не только эра «градоначальника с кепкой», но и его «главного придворного художника». Впрочем, Церетели пока не спешит перевозить в Тбилиси все свои творения или их копии, хранящиеся в московском дворце. Во-первых, всего не вместит даже огромное двухэтажное здание кадетского корпуса, во-вторых, некоторые из работ Зураба Церетели, по понятным причинам, невозможно выставить в центре грузинской столицы. Например, статую Владимира Путина в кимоно.

Даже беглый обзор экспонатов музея вновь и вновь подтверждает, что самое интересное в творчестве этого, безусловно, незаурядного художника, вовсе не огромные монументальные скульптуры, ставшие порой поводом для анекдотов, а живопись, гравюры, графика, гобелены, работы на эмали и чеканка, а также некоторые скульптуры нормальных размеров и осторожные попытки творений в стиле модерна.

Поражает работоспособность Зураба Церетели, его неуемная энергия и разноплановость. Создается впечатление, что он может ваять, рисовать и чеканить одновременно. Причем, достаточно взглянуть на его графические произведения и особенно работы на эмали, чтобы убедится, что Церетели рожден и навсегда останется грузинским художником. Во всем, что он явно делал «для души», а не по заказу, сразу проявляются национальные мотивы, этюды родного Тбилиси, где он родился и вырос.

Дед Зураба Церетели был расстрелян по доносу в 1937 году. Его студенческая работа «Песнь о Тбилиси» (1958) снята с диплома «за формализм». Первым значительным заказом стало оформление курорта Пицунда в Абхазии, после чего он получил возможность продолжить работу в Москве, где работал над дизайном Дома кино. Затем поездка в Париж, встреча с Шарлем де Голем и знакомство с Пикассо. Четырехметровая скульптура великого испанца выставлена в Тбилисском музее Церетели. Как и огромные статуи Модильяни и других парижских художников. В те времена Зураб Церетели в основном работал над мозаичными, объемно-пространственными и монументально-декоративными произведениями. Интересно, что 1970-1980-х, то есть в величественную эпоху министра Андрея Громыко, Церетели был главным художником МИД СССР. Не исключено, что именно этим обстоятельством объясняются его широкие международные связи и знакомство с влиятельными людьми во всем мире.

Но подлинным «золотым веком» скульптора стали 1990-е годы в лужковской Москве. Однако та эпоха завершилась и художник решил укрепить «запасной аэродром». Тем более что с Грузией он никогда не прерывал связи: в 1992-1995 годах даже избирался в парламент по спискам политической коалиции «МИР» Эдуарда Шеварднадзе. А насколько полезным для многолетнего правителя Грузии был его давнишний «московский» друг, можно понять вспомнив лишь один эпизод. 9 мая 1995 года при открытии невразумительного монумента на Поклонной горе, глава грузинского государства Эдуард Шеварднадзе именно по просьбе автора мемориала – Зураба Церетели – получил возможность выступить на церемонии вместе с президентами РФ, США и Франции. Хотя Грузия к тому монументу не имела никакого иного отношения, кроме этнического происхождения автора.

Дом Зураба Церетели в Тбилиси стал наглядным свидетельством аналогичного благорасположения к нему нынешних грузинских властей и лично Михаила Саакашвили. Иначе кадетский корпус так и остался бы в государственной собственности. Тем более что желающих превратить его в престижную гостиницу было немало. Между тем Церетели можно было увидеть радостно рукоплещущим и в Георгиевском заде Кремля - на инаугурации Владимира Путина. Смешно рассуждать о «двух или трех господах» творца, который на самом деле служил только себе и своему творчеству. А что он действительно любил и творил с душой, можно понять, лишь посмотрев чеканки по мотивам старого Тбилиси.
24185 просмотров