Вестник Кавказа

НАКАЗАННЫЕ ЗА ЛЮБОВЬ

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Вице-президента США, прибывшего в минувшую среду с двухдневным рабочим визитом в Грузию, в Тбилисском аэропорту встретил премьер-министр Ника Гилаури и заместитель министра иностранных дел, Гига Бокерия. Если вспомнить с каким надрывом грузинские власти и провластные СМИ ожидали этого визита, уровень встречающих явно не соответствовал информационному фону. Но протокол составляется на основе реального значения и ранга иностранного гостя, а не политических ожиданий. Ведь в Грузию все-таки прибыл не президент, а именно вице-президент США, который, как не крути, остается в США символической фигурой.

На дипломатическом языке (который порой более информативен, чем фразы, произнесенные на церемониальных мероприятиях) приезд в Грузию «свадебного генерала» на фоне визита в Москву президента, подчеркивает приоритеты США на просоветском пространстве – сколько бы не говорили в Тбилиси, что направив вице-президента в Грузию, президент Обама хотел «сбалансировать» итоги своего московского визита и политику «перезагрузки».

ТБИЛИССКАЯ СТЕНА

«Нас наказали за любовь к свободе» - гласила надпись на плакате, который держал в руках один из тысяч тбилисцев, приветствовавших американского президента в районе Авлабар, недалеко от президентского дворца, где Михаил Саакашвили принимал высокого гостья. Суть этого воззвания на неофициальном обеде разъяснил сам президент: «Сейчас, когда мы вас принимаем, артиллерия российских войск, которая находится всего в 30 километрах, вновь целится в этот прекрасный дворец. Россия оккупировала 20 процентов нашей территории и две трети морского побережья. Россия вызвала в Грузии самый большой кризис с беженцами и устроила самые масштабные этнические чистки за все последние десятилетия в мире. Но мы все-таки строим демократию и стремимся к свободе. И до тех пор, пока над куполом этого здания реет флаг с пятью крестами, мы не побеждены. А оккупанты покинут Грузию, как покинули Кабул и Прагу. Оккупанты начали строить в нашей стране новые берлинские стены – у Абхазии и Южной Осетии, которых они захватили».

В ходе этого визита грузинский лидер проявил себя не только как талантливый пиарщик, но и как тонкий знаток западного восприятия бывшей советской и постсоветской реальности. Ссылка не Берлинскую стену явно не случайна. Для американцев это слоган, инструментализированный для выявления цивилизационной и идеологической идентичности своих партнеров еще со времен приснопамятной «холодной войны».

К приезду вице-президента США была приурочена молодежная акция «Чекпоинт Чарли 2», напоминающая об американском КПП на границе между западным Берлином и ГДР, который для многих европейцев был символом разделенности Европы. Активисты нескольких неправительственных организаций построили на Тбилисском ипподроме символическую «берлинскую стену» и точную копию «Чекпоинт Чарли». Весь антураж был направлен на демонстрацию аналогии нынешних действий России в Грузии и политики СССР в Европе.
О том, что перформанс организован не без участия властей, свидетельствует хотя бы речь, которую у «новой берлинской стены» произнес президент после встречи с Джо Байденом: «Сегодня российские солдаты то и дело бегут к нам из оккупированных Абхазии и южной Осетии также, как в свое время советские солдаты бежали в Западный Берлин, перепрыгивая через колючую проволоку. Ну какой из Путина Сталин? Он то хочет быть Сталиным, но не получается и не получится. Россия не сможет сохранить оккупированные территории, если не смог этого даже сталинский СССР. Россия уйдет из Сухуми и Цхинвали, как СССР ушел из Кабула и Праги. Советский Союз навсегда умер в Грузии, и возродить его в Южной Осетии и Абхазии не удастся».

Однако с этой мыслью диссонировал эпизод во время неофициального ужина в честь американского вице-президента, когда народный ансамбль неожиданно исполнил любимую песню Иосифа Джугашвили «Лети, черная ласточка». Исполнение это еще раз (как и в случае с рангом должностных лиц, встречавших вице-президента в аэропорту), продемонстрировало несоответствие между формой и содержанием.

СУХОЙ ОСТАТОК

В честь визита американского вице-президента ведущая винодельческая компания «Телиани Вели» выпустила бутылку сухого вина «Джозеф Байден». Американский гость с удовольствием пил это вино на многочисленных застольях в его честь и, как водится, произносил речи (в том числе в форме тостов) которые, по признанию Михаила Саакашвили «Были сладки как музыка».
Однако что же в сухом остатке после визита? Заявление о том, что «Америка не будет перезагружать свои отношения с Россией за счет Грузии и Украины». И все. Байден не комментировал даже просьбу Грузии направить безоружных американских наблюдателей на границу с Абхазией и Южной Осетией, чтобы они влились в миссию по наблюдению Евросоюза.

Грузинский эксперт Мамука Лежава обратил внимание ВК на ответ президента России: «Дмитрий Медведев очень тонко, можно сказать дипломатически рафинированно отреагировал на главный «мессидж» американцев в Киеве и Тбилиси. Он сказал, что Россия вовсе не желает, чтобы Америка перезагружала свои отношения с ней за счет ухудшения (!) отношений с Грузией и Украиной. То есть Москву вполне устроит, если отношения останутся на нынешнем уровне сладких тостов, и американцы не будут предпринимать конкретных шагов в направлении углубления отношений, например размещения в Грузии американских баз или снабжения Грузии серьезным оружием. Если же Америка все-таки пойдет на это, то, как дипломатично намекнул Дмитрий Медведев, Россия, в свою очередь вовсе не намерена ухудшать отношения, например, с Ираном для улучшения отношений с Вашингтоном. В этом и состоит тонкость ответного заявления российского лидера».
20600 просмотров