Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -40

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

В начале декабря 1991 г. в Баку из Москвы прибыли представители нефтегазодобывающих управлений для заключения Союзного договора об экономическом сообществе на 1992 г. Однако руководство республики под давлением новоиспеченных «демократов» отказалось подписывать договор. А это означало прекращение союзных поставок на предприятия и объединения необходимого сырья, материалов и комплектующих. Отсутствие экономических связей с союзными республиками привело бы к прекращению существования «Азнефтемаша» и других предприятий отрасли. Но это нанесло бы удар по предприятиям союзных республик: 90% продукции, изготовляемой на предприятиях «Азнефтемаша», поставлялось союзным республикам, прежде всего – России. По производству некоторых видов оборудования (штанговых глубинных насосов, станков, качалок, фонтанной арматуры) «Азнефтемаш» был монополистом.

Постоянные проблемы в России с поставками оборудования привели к Указу президента СССР о демонополизации, и в России начали создавать собственное производство нефтепромыслового оборудования на базе конверсионных предприятий. На наш взгляд, для руководства Азербайджанской Республики жизненной необходимостью было не только укрепление этих отношений, но и развитие их в целях организации партнерства с зарубежными компаниями, специализирующимися на выпуске оборудования для нефтяного машиностроения. Эту работу, начатую руководством «Азнефтемаша» (велись интенсивные переговоры), пришлось прекратить по причине невступления республики в экономическое сообщество. Производители отказались понимать «демократов-романтиков», провозгласивших независимость Азербайджана от всех союзных обязательств. Оценивая этот этап в развитии республики, Сабир Якубович Кулиев отмечал: «Мы всей душой за самостоятельное развитие, независимость Азербайджана. Но экономика – это живой организм. Ему надо дать время, чтобы перестроится. Резать по живому нельзя».

Отметим, что Россия была заинтересована в развитии отношений с «Азнефтемашем». Пока политики договаривались, останавливалось производство, теряли работу десятки тысячи людей, в бюджет республики не поступали потенциальные миллионы. Промышленники стремились к сотрудничеству с иностранными компаниями, были готовы вложить свои средства в обновление техники и реконструкцию машиностроительных предприятий, производящих нефтепромысловое оборудование, при условии гарантии стабильных поставок необходимого сырья, материалов и комплектующих. Активные позиции производителей побуждали и политическое руководство Азербайджана к заключению соглашений, восстанавливающих прерванные экономические отношения. Значение этих соглашений особенно четко понимали опытные руководители, долгие годы занимавшие ключевые посты в республиканской власти. Таким руководителем был премьер-министр республики Гасан Гасанов. 18 декабря 1991 г. в Москве было заключено соглашение между Азербайджаном и Россией о принципах торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами. Под соглашением поставили свои подписи Г. Гасанов и первый заместитель председателя правительства РСФСР Г.Э. Бурбулис.
12390 просмотров