Вестник Кавказа

Армянская пятилетка

Давид Степанян, Ереван
Принятая Национальным собранием Армении пятилетняя программа нового правительства на 2012-2017 гг. стала очередным механизмом, расколовшим армянское общество и новоизбранный парламент на части. Программа вызвала бурное одобрение парламентариев от правящей Республиканской партии Армении (РПА) и ее придатка "Оринац еркир". Против проголосовали "Процветающая Армения", "Наследие", АРФ "Дашнакцутюн" и Армянский национальный конгресс.

Программа предусматривает как минимум двукратное увеличение минимальной зарплаты, сокращение уровня бедности на 5% и открытие более 100 тыс. новых рабочих мест. По словам главы правительства Тиграна Саркисяна, программа также поспособствует уровню рождаемости, созданию равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, улучшит бизнес-среду и ликвидирует социальную поляризацию. По словам республиканцев, правительство планирует плавно перейти от стратегии экономического роста к стратегии экономического развития. Власти, видимо, осознали, что экономический рост не может решить проблем Армении, не опираясь на новые отрасли, виды деятельности, предприятия, выпускающие новую продукцию и услуги конкурентоспособные на мировом рынке. В рамках такой логики правительство в своей программе предусматривает сокращение коррупции, увеличение соотношения налогов к ВВП на 0,2-0,4% в год (сейчас 17,2% от ВВП), обеспечение экономического роста в 2012 году на уровне 7% (в госбюджете заложен показатель в 4,2%) и реализацию социальных программ. Правительство также обязалось обеспечить как минимум 140-процентный уровень показателя минимальная зарплата/бедность, рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,8, повысить уровень средней трудовой пенсии до 125-135% и обеспечить сокращение бедности на 8-10%.

Все эти цифры и обещания радуют, но непонятно за счет каких резервов правительство намеревается обеспечить пресловутый рост армянской экономики. Проголосовавшие против программы представители "Процветающей Армении", "Наследия", АРФД и АНК уже подвергли документ резкой критике за отсутствие конкретики, реалистичности и обилие обобщенных фраз. Оппозиция в пух и прах разнесла программу правительства, заявив, что практически все ее положения поверхностны и не предполагают конкретных решений проблем и механизмов по достижению заложенных в ней целей.

Оценивая новую программу по сути старого правительства (свои посты сохранило большинство ключевых министров, включая премьера Саркисяна) следует исходить из того, что прошлую весьма скромную пятилетнюю программу правительству Армении реализовать не удалось. Сегодня правительству нетрудно обещать 7-процентный экономический рост, учитывая, что в 2009 году падение ВВП превысило 14-процентный показатель. Таким образом, положения программы выглядят реалистично, учитывая, что изложенные в ней цифры выглядят более чем скромно - в Армении достаточно ресурсов, чтобы воплотить эту программу в жизнь.

Однако и в отношении реализации даже этой скромной программы существует реальная угроза, обусловленная большим количеством рисков, каждый из которых может повлиять на направление развития экономики. Наиболее опасные из группы внешних рисков - крайняя неопределенность в мировой экономике, размытость ожиданий и непредсказуемость развития событий. Главной же внутренней угрозой для армянской экономики остаются бурно развивающиеся олигополии. Именно эти древние институты единовластия представляют наибольшую угрозу, поскольку интересы их собственников и интересы общества, которые посредством подобных программ пытается защитить правительство, идут вразрез.

В противовес критикам из оппозиции провластные деятели напоминают, что именно прошлое правительство сумело уберечь Армению от тех внешних тяжелых потрясений, которые могли стать для нее пагубными в период глобального кризиса. Республиканцы не устают заявлять, что в кризисные 2009-2010 годы правительство ни на драм не сократило расходы на социальные программы. А основа армянской экономики - банковский сектор - продемонстрировала стабильность, продолжая стабильно приносить прибыль. При этом сторонники власти забывают о сохраняющихся замедленных темпах диверсификации экономики и о том, что двухзначный спад в 2009 году был обусловлен одной лишь сферой строительства.

Все более или менее независимые эксперты сходятся на том, что положительных тенденций в новой пятилетней программе правительства очень мало. Из 440 параграфов программы более половины лишены конкретики и не предполагают мер для реализации поставленных задач. По мнению экономистов, правительство должно ставить темпы экономического роста не в 5-7%, а обеспечить минимум 10%-процентный рост, чтобы догнать развитый мир, причем рост не ВВП, а добавленной стоимости. Но даже не экономисту ясно, что проблема Армении не в программах, а в нравах людей, которые царят всюду и потеряли всякое чувство меры и рамок. А об этом в программах правительства по понятным причинам ничего не говорится. В результате правительство вынуждено приспосабливать свою программу под интересы олигархических кланов, предпринимая усилия, чтобы в этих непривлекательных условиях экономика не развалилась окончательно.

Таким образом, роль правительства Армении состоит в обеспечении более-менее стабильной ситуации в этих неприемлемых условиях игры, что становится очень сложной задачей в условиях непрекращающегося экономического кризиса и перманентно возникающих новых вызовов. Однако справедливости рад следует отметить и это показал 2001 год, что правительство не боится принимать нестандартные и смелые решения и даже отходит от псевдонеолиберальной экономической политики навязанной кредитующими Армению западными финансовыми организациями. Власти осознали, что страна нуждается в национальной социальной рыночной экономике, а для перехода к такой модели нужно отойти от пресловутого псевдонеолиберализма, топившего экономику на протяжении последних 20 лет.

Однако пока граждане в Армении не понимают, что подразумевается под программой правительства, поскольку программа должна основываться на серьезных исследованиях, иметь план действий и реформ, ведь экономика без коренного реформирования не жизнеспособна. В немалой степени это подкрепляется тем, что частные интересы в Армении, а именно интересы 20 семей олигархов, имеют такое влияние на государственную политику, что сложно определять или планировать что-то посредством программы правительства. Программа, которую правительство сопоставляет с интересами пары семей и кланов уже не программа, поэтому обсуждения программы в республике отражают политическую конъюнктуру.

Именно этим обусловлено столь несерьезное общественное отношение к принятой программе. Как бы министры ни пытались изучить объективные условия, процессы и потребности общества, без приведения их в соответствие с мощными частными интересами любые шаги правительства, любые программы будут изначально обреченными на поражение. Интересы же узкой группы лиц весьма далеки от интересов подавляющей части армянского общества. Соответственно, говорить о создании 100 тыс. рабочих мест (на фоне полной незаинтересованности крупнейших компаний эти места создавать) нереально. Как нереально говорить и о приросте населения в условиях, когда это население, будучи лишено элементарных условий для существования, лишь думает, куда бы уехать в поисках лучшей доли.
13085 просмотров