Вестник Кавказа

Украина между ЗСТ и Евросоюзом

18 октября прошлого года парламент Украины ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ. О том, что дает это соглашение странам участницам (России, Украине и Белоруссии), а также о торгово-экономическом взаимодействии Москвы и Киева после вступления России в ВТО рассуждают эксперты-экономисты. 

Как думает исполнительный директор международного института Блейзера Олег Устенко, "экономический эффект от вступления РФ в ВТО будет достаточно большим, его оценивают по-разному, от 50 миллиардов до 180 миллиардов долларов ежегодно, начиная с момента вступления страны в ВТО. То есть речь идет от 3% до 7-8% ВВП РФ, это серьезный эффект. Для Украины есть определенная выгода, связанная с со вступлением России в ВТО. Импортный тариф будет резко снижаться. Если сейчас средневзвешенный тариф по РФ составляет порядка 10%, то после вступления в ВТО он будет снижен до 7,5-7,8%. Это тоже снимает барьеры в нашей общей торговле. Будет уменьшен лимит на возможную долю участия иностранцев в сфере телекоммуникаций и в банковской сфере, что представляет интерес в том числе и для украинского бизнеса. Очевидно, РФ сможет получить дополнительные преимущества, связанные с увеличением притока прямых иностранных инвестиций в страну, и Украина не хотела бы быть в стороне от этого процесса.
В прошлом году было инвестировано в развивающиеся рынки порядка 300 миллиардов долларов, из которых Украина получила где-то 6 миллиардов долларов. Это явно недостаточная цифра для такой страны, как Украина. Украина видит возможность привлечения дополнительных прямых иностранных инвестиций, как раз за счет подобного рода сотрудничества с РФ. Похоже, что это абсолютно логичный шаг.
Более того, приток прямых иностранный инвестиций в РФ будет означать изменение технической базы страны, а Украина является важным продавцом машиностроительной продукции в Россию. В прошлом году мы продали Российской Федерации машиностроительной продукции на 7 миллиардов долларов, это 36% нашего экспорта, который шел в Россию. Очевидно, отказаться от какой бы то ни было возможности реализовывать свою продукцию в России бизнес Украины не мог себе позволить. Это был дополнительный аргумент для того, чтобы продолжать лоббировать подписание и ратификацию подобного соглашения с Российской Федерацией.
Есть большие ожидания по новым возможностям для украинских металлургов и для производителей сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственная продукция - это 10% экспорта Украины в РФ, и я понимаю, что было сильнейшее лобби и со стороны сельскохозяйственных производителей. 
Ожидается, что при вступлении России в ВТО часть барьеров, которые были на пути торговли именно сельскохозяйственной продукцией, будут убраны, и те 9 миллиардов долларов, которые РФ декларирует как возможные субсидирования сельского хозяйства в 2012 году будут постепенно снижаться до 4,5-4,8 миллиардов долларов. До 2018 года это сделает позицию украинских производителей сельскохозяйственной продукции и пищевиков на российском рынке более сильной.
Возможно в данном случае и усиление конкуренции за энергоресурсы, и есть большие ожидания со стороны Украины, связанные с тем, что прогресс, который будет достигнут в РФ в этом направлении, даст возможность получить какие-то дополнительные преференции и льготы для Украины, хотя это остается под значительным вопросом. Украинская экономика экспортно-ориентирована, и половину ВВП Украина получает за счет экспорта товаров, и РФ - это 30% украинского экспорта. Доля РФ в украинском экспорте увеличивалась на протяжении нескольких последних лет, с 25% три года назад до текущих 30%, в то время как доля Евросоюза немного снижалась (но до сих пор ЕС - это 25% украинского экспорта). Сама эта географическая структура украинского экспорта заставляет украинскую сторону пытаться играть сразу по нескольким направлениям, и очевидно, РФ - это важное направление, но Европейский союз остается вторым важным направлением для Украины».

Однако завлаб анализа и прогнозирования производственного потенциала и межотраслевого взаимодействия Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв не считает, «что это соглашение имеет какое-то серьезное влияние на торгово-экономические отношения России и Украины. Во-первых, надо понимать, что и до заключения этого соглашения по подавляющему числу товарных позиций таможенная пошлина между Россией и Украиной отсутствовала, как и между всеми странами СНГ, и в этом не было какой-то проблемы. Во-вторых, само соглашение содержит в себе значительное количество изъятий как раз в тех сферах, которые являются жизненно важными как для России, так и для Украины, это энергетика, металлургия, сельское хозяйство. Кроме того, там прописана процедура, которая позволяет любой из стран, заключивших данное соглашение, ввести таможенные барьеры, если другая сторона заключает соглашения невыгодные для третьей страны. Фактически там записаны процедуры, при помощи которых Россия сможет поднять таможенные пошлины на ввозимые с Украины товары, при заключении, допустим, соглашения о зоне свободной торговли между ЕС и Украиной. Гипотетически такая угроза существует. Фактически это соглашение обставлено большим числом оговорок, которые сильно ограничивают его возможное влияние на текущую и перспективную экономическую динамику. Кроме того, надо понимать, что такие соглашения в области таможенного регулирования носят прежде всего мгновенный характер, то есть мы не можем рассчитывать на длительный эффект. Возможно, в первый период времени некоторое облегчение торгово-экономических отношений приведет к незначительному росту товарооборота, но в дальнейшем этот эффект будет постепенно снижаться. Эффект будет очень незначительный; конечно, он не может ни в какой степени соотноситься с тем, что может иметь Украина в случае ее вхождения в Таможенный союз. Это совершенно разные уровни интеграции, с разными эффектами».
 
По мнению директора Центра по изучению вопросов таможенною-тарифного и нетарифного регулирования Вячеслава Евсеева, «с точки зрения экономики торговые отношения России и Украины ратификация соглашения о зоне свободной торговли не изменит. Косвенным признаком этого вывода служит то, что фондовые рынки и в России, и в Украине вчера прореагировали достаточно спокойно на ратификацию. Если посмотреть на индексы, существенного изменения ни в России, ни на Украине не произошло. Это показывает, что это соглашение мгновенно и серьезно не изменит торговые отношения между Россией и Киевом. Тем не менее данное соглашение стоит рассматривать как политический сигнал для бизнес-кругов в обеих странах, говорящий о том, что и Россия, и Украина готовы идти навстречу друг другу и решать проблемы в торговых отношениях.
Тем не менее ряд украинских коллег озвучили мнение, что данный механизм создает определенные дополнительные возможности для снижения дискриминации украинских производителей при доступе на российский рынок. На самом деле это не совсем так. На самом деле гарантии снижения дискриминации украинских производителей на рынке Таможенного союза, на рынке СНГ, на рынке России прежде всего создает присоединение России к ВТО. Те механизмы и те ограничения, те обязательства, которые берет на себя Россия, и по снижению тарифов, и по ограничению использования на дискриминационной основе санитарных и технических барьеров, те инструменты урегулирования торговых споров, которые предусмотрены соглашением о зоне свободной торговли, дают членам зоны свободной торговли несколько инструментов. Это экономический суд СНГ, членом которого Украина не является, некая экспертная комиссия (влияние и роль такого рода экспертных комиссий на решение торговых споров между странами на уровне СНГ, на мой взгляд, сомнительна), и третий механизм - это орган урегулирования торговых споров ВТО для тех стран, которые являются членами ВТО. Этот инструмент – это то, что может реально помочь Украине решать торговые противоречия с РФ, но это не является предметом соглашения о зоне свободной торговли СНГ. Украина могла бы пользоваться этим инструментом, и не являясь членом ЗСТ. Однако это достаточно хороший политический сигнал для компаний, для предприятий из обеих стран о движении в одинаковом направлении.
Украина на протяжении последних лет активно вела параллельно два процесса по зонам свободной торговли: как с Россией, СНГ, так и с Европейским союзом. Только вот те обязательства, которые взяла Украина по созданию ЗСТ со странами СНГ, никаким образом не ограничивают возможности Украины заключать подобного рода соглашения с третьими странами. Это четко прописано в данном соглашении, и во взятых обязательствах России и Украины по ВТО такая возможность есть.
Президент Янукович недавно озвучил, что подписание соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом также является важным приоритетом для Украины и что такое соглашение рано или поздно будет подписано. Но соглашение с Европейским союзом по содержанию существенно отличается от соглашения со странами СНГ. Оно гораздо более глубокое, гораздо более многостороннее. Если соглашение с Россией фиксирует фактически уровень тарифов нулевой, то соглашение с Евросоюзом оговаривает вопросы торговли товарами, торговли услугами, интеллектуальной собственности, инвестиций, и один из очень важных аспектов – это то, что Украина возьмет на себя обязательства в случае ратификации выравнивать свои стандарты, свое техническое урегулирование со стандартами Европейского Союза.
Получается, что Украина выстраивает достаточно интересную для себя конструкцию - она станет неким мостиком, если ратифицирует соглашение с Евросоюзом, по которому она беспошлинно сможет торговать как со странами–членами СНГ, так и с Европейским союзом. Таким образом, получая инвестиции, получая современные технологии и современные стандарты зоны свободной торговли с Евросоюзом и определенные ресурсы, доступ на рынок стран СНГ, Украина может выстроить достаточно интересную для себя экономическую систему.
Что касается защитных мер и дискриминации, то данное соглашение никоим образом не решает проблемы, скажем, для украинских производителей труб или металлургов, потому что те меры защиты, которые используются в настоящее время Россией, - это антидемпинговые пошлины, специальные защитные пошлины - регулируются нормами ВТО, и в соглашении о зоне свободной торговли СНГ четко прописано, что есть возможность использования антидемпинговых мер, специальных защитных мер, и что в случае возникновения споров они будут решаться по процедурам ВТО. Таким образом, если бы подобного рода соглашение было ратифицировано, скажем, раньше, до того, как Россия вступила в ВТО, оно было бы для Украины гораздо более влиятельно, гораздо более интересно. Но с присоединением России к ВТО ценность этих защитных механизмов данного соглашения в достаточной степени нивелируется».
14940 просмотров