Вестник Кавказа

Россия запускает проекты стабильности на Кавказе -1

Голос России
О внутриполитической ситуации в Азербайджане, Грузии и Армении, а также факторах, которые влияют на стабильность в южнокавказском регионе, рассказал главный редактор «ВК» Алексей Власов. Ведущий - Игорь Панарин.

Панарин: Мы обсудим очень важную для России проблему, это проблема безопасности, стабильности в регионе, который часто был зоной конфликтов, в том числе и вооруженных - это зона Кавказа. У меня в гостях Алексей Викторович Власов, заместитель декана исторического факультета МГУ, человек, который длительное время занимается проблемами постсоветского пространства, но больше всего как раз проблематикой кавказского направления.
Итак, Сирия в огне, постоянные теракты, на территории Ирака нестабильно, в Египте победили "Братья-мусульмане" - все это рядом с тем регионом, который когда-то входил в Российскую империю. Наши браться и в Грузии, и в Армении, и в Азербайджане сотни лет жили вместе, тем не менее, этот регион очень взрывоопасен. Какова там сегодня общая ситуация, с вашей точки зрения?

Власов: Я бы сказал, что перед Азербайджаном, Арменией и Грузией стоят проблемы 2013 года.

Панарин: Почему 2013? Не 2012?

Власов: Потому что в Азербайджане, Армении и Грузии будут президентские выборы.

Панарин: Почти одновременно?

Власов: В течение года. На мой взгляд, это поле для возможных попыток дестабилизации обстановки, прежде всего в Азербайджане.

Панарин: Вы хотите сказать, что позиции действующего президента не так устойчивы и стабильны, что найдутся силы, способные их поколебать?

Власов: Мы неоднократно за последние несколько лет наблюдали, что были поколеблены даже самые устойчивые режимы, которые, казалось бы, будут существовать десятилетиями.

Панарин: Согласен. Например, Северная Африка казалась полностью безмятежной.

Власов: И наши азербайджанские коллеги чувствуют, что риски возрастают.

Панарин: Несмотря на то, что было "Евровидение", построен мощный комплекс зданий, все мероприятие прошло на высоком международном уровне? Это картинка благополучной, стабильной внутриполитической ситуации. Тем не менее, аналитики считают, что там есть напряженность?

Власов: Ситуацию пытаются раскачать, используя для этого молодежные сетевые сообщества, какие-то еще нерешенные социальные вопросы. Вы сами понимаете, электоральный период - это тот момент, когда через систему гражданских структур, которые реально контролируются извне, есть возможность представить белое черным и наоборот.
Я думаю, что опасность идет не со стороны старой оппозиции, допустим, партии "Мусават". Это люди, которые вписаны в существующую политическую систему. Они критикуют власть, но это не слишком  опасная критика. Конечно, молодежные сетевые структуры - это серьезный риск и серьезная угроза.

Панарин: А что они хотят сделать, если достигнут своих целей?

Власов: Во время конкурса "Евровидение" они организовали при помощи западных фондов кампанию под названием "Пой за демократию". Механизм общеизвестен.

Панарин: Достаточно примитивен.

Власов: Да, но тут накладывается другой риск. Конечно, в Азербайджане мало кого волнуют проблемы Сирии, курдов, Ирака. А вот Иран - это да.

Панарин: Сирия и Иран взаимосвязаны?

Власов: Не так давно двое молодых азербайджанских писателей были задержаны иранскими властями без объяснения причин на территории Ирана. Они приехали на литературный конкурс, были задержаны, им несколько дней не давали встретиться с представителями посольства и генконсульства.
Естественно, что в Баку выражали недовольство иранской стороне на уровне президента, не только главы МИДа. Была встреча с министром образования Ирана, который, видимо, был переговорщиком со стороны Тегерана. После этого было заявлено, что представителей власти допустят, но факт остается фактом.
Не так давно было объявлено о раскрытии шпионской сети на территории Азербайджана. Подозревается, что ее представители связаны с запрещенной исламской партией Азербайджана. Не исключено, что нити такой разведдеятельности тянутся из соседних государств, и это явно не Россия. Например, религиозный фактор как инструмент влияния на внутреннюю политику Азербайджана. Такие вещи могут быть, в принципе, задействованы.

Панарин: Получается, что Азербайджан стал площадкой игры Ирана, Великобритании, Соединенных Штатов Америки? Конечно, Россия не заинтересована в раскачке ситуации.

Власов: Россия однозначно заинтересована в стабильном, дружественном Азербайджане. Здесь никаких спекуляций на эту тему не должно быть, это мы сразу отметаем. Недавно в Баку прошел очередной российско-азербайджанский межрегиональный форум, на котором нами был презентован план взаимодействия Азербайджана и Евразийского интеграционного проекта, он получил хорошие отзывы в прессе. И хотя главный таможенник Азербайджана сказал, что страна не собирается вступать в Таможенный союз, дело не в этом. Это же не вопрос о вступлении в Таможенный союз - вопрос о формате взаимодействия с Азербайджаном.

Панарин: Гуманитарном, образовательном.

Власов: Да, образовательном, духовном. В этом смысле все воспринято позитивно. Все время пытаются столкнуть лбами Россию и Азербайджан, но однозначно могу сказать, что Россия заинтересована в стабильности, заинтересована, чтобы на выбор азербайджанского народа не пытались повлиять недружественные Азербайджану внешние силы. Конечно, мы внимательно следим за тем, как идет подготовка, хотя остался год. Надеемся, что все пройдет нормально.
Продолжение следует
13225 просмотров