Вестник Кавказа

ИЗ РЕФОРМАТОРОВ В ГРЕКИ?

Джанибек Сулеев, Москва ("Известия-Казахстан")
В Москве состоялось собрание II Евразийского форума миротворческих инициатив. На этой двухдневной конференции НПО, деятельность которых так или иначе связана с миротворческой миссией, защитой национальных меньшинств и т.п., главной, сквозной темой, обсуждавшейся представителями Азербайджана, Южной Осетии, Армении, Узбекистана, Таджикистана и России, стал вопрос председательства Казахстана в ОБСЕ. Точнее, вопрос тех ожиданий, которые связывают с данным председательством те или иные стороны. В связи с предстоящим председательством в ОБСЕ Казахстан презентовала своим докладом заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Мариан Абишева.

Приоритет будущего председательства выглядит традиционно - сохранение основного содержания деятельности данной международной организации. Вместе с тем Казахстан нацелен через максимальный учет интересов стран-участниц на качественное усиление роли этой организации сообразно новым вызовам по линии глобальной безопасности, региональной безопасности на евразийском континенте. Учитывая собственный международный опыт многовекторной политики, определенные наработки, Казахстан, по словам госпожи Абишевой, приложит все усилия для повышения роли ОБСЕ как уникальной диалоговой площадки. Она также мягко напомнила, что в новейшей истории (читай - распад СССР и возникновение целого ряда новых независимых государств) сама организация не раз попадала под огонь критики той же России (и не только России), например, по части видения ОБСЕ относительно общенациональных выборных кампаний и их итогов.

Абстрагирование от реальных особенностей «молодых демократий», природы конфликтов на том же постсоветском пространстве продолжает вызывать нарекания в адрес ОБСЕ, допускающей двойные стандарты. Участник дискуссий, представитель Южной Осетии, резко заметил, что даже на примере отношения ОБСЕ к войне Грузии с Южной Осетией можно говорить об острой необходимости реформирования организации. Не говоря уже о том, что в миссии ОБСЕ на территории конфликта находились листовки, входящие в противоречие с самим смыслом, заложенным в основу функционирования организации. Но даже несмотря на такие эпизоды, как сказал южноосетинский представитель, "мы ждали от ОБСЕ только одного - чтобы они дали оценку нашим выборам. Хоть какую! Но именно эту свою святую и прямую обязанность в нашем случае ОБСЕ не выполнила. И как мы теперь должны к ней относиться?!". Зато все многого ждут от Казахстана, когда тот вступит в права председателя.

Подобные ожидания с председательством Казахстана связывают практически все постсоветские государственные образования, включая Россию. Хотя российский эксперт, главный редактор сайта «Вестник Кавказа» Алексей Власов осторожно заметил, что ждать какой-то системной реформы, которая приведет к некоей всех устраивающей (и Восток, и Запад) консенсусной повестке во время нахождения Казахстана на посту председателя ОБСЕ вряд ли стоит ожидать. Сегодня возможности самой ОБСЕ реально дают достаточно ограниченную площадку. Вполне возможно, что Казахстан пойдет по общепринятому, условно говоря, "греческому" пути. То есть будет поддерживать на минимально приемлемом уровне диалоговые площадки внутри организации, разбираться с бюджетом и не концентрироваться на проблемных зонах, вроде прав человека по линии КМБЧП, не говоря уже о прямом урегулировании острых конфликтов. Собственно, чем и занималась Греция.

С другой стороны, есть и второй сценарий. Пойти по пути частичного реформаторства, но не принимая ничью сторону (скажем, стран СНГ). Спикер высказал мысль, что вряд ли Казахстан однозначно будет ретранслировать какие-то российские новации. Но вот подкорректировать те каналы и действия ОБСЕ, необходимость реформировать которые давно очевидна для многих стран-участниц, это вполне нормально. Очевидно, что Россия приветствовала бы позицию Астаны в деле противодействия пересмотру и фальсификации исторических фактов. Парламентская ассамблея ОБСЕ уже выступила с резолюцией о воссоединении разделенной Европы, которая уравнивает сталинизм и нацизм. Пора пересмотреть и распределение программ бюджета (а это порядка 160 млн долларов) не только в сторону сферы прав человека, а больше на проблемы безопасности и экономического сотрудничества, проблема транспортных коммуникаций. Будет приветствоваться более активная позиция Астаны и в таком вопросе, как создание офисов спецпредставительств ОБСЕ против христиано- , исламо- и иудеофобий. А вот включение Казахстана в урегулирование абхазского и южноосетинского конфликтов маловероятно. Ведь, по сути дела, и Запад и Россия готовы к тому, чтобы временно вообще заморозить обсуждение этих проблем. Эта тема будет выключена и со стороны Казахстана. Впрочем, возможно, Астана инициирует проведение миротворческих конференций по Южному Кавказу (прежде всего на основе межобщинного диалога).

На фоне всего сказанного авторитетным российским экспертом, а также другими участниками обсуждений, общий тон которых был поистине миротворческим, некоторым диссонансом прозвучала реплика армянских представителей. "На орехи" досталось их азербайджанским визави, Владимиру Казимирову (заместителю председателя Ассоциации российских дипломатов, работавшему в свое время в Нагорном Карабахе), Алексею Власову, рикошетом Казахстану, организаторам конференции, виртуальным исламистам. Суть выступления Тевана Погосяна, исполнительного директора Международного центра человеческого развития из Еревана, свелась к тому, что у всех есть свои интересы и все предвзято подходят к армянам Нагорного Карабаха. На вопрос, заданный корреспондентом "Известий-Казахстан", какую же страну он видит в качестве посредника, господин Погосян так и не ответил. Совершенно противоречивая и лишенная логики и политеса реплика была закончена не менее банально. По его словам, в любом случае этот вопрос должны решить между собой армяне и азербайджанцы. Кто бы спорил?

Кстати, на конференции прозвучало великолепное выступление члена Общественной палаты РФ Максима Шевченко, где он привел слова из Писания "блаженны миротворцы, а посему назовутся они сынами божьими". Но он же и заметил, что когда мы все (в данном контексте и армяне, и азербайджанцы, и осетины и др.) опускаемся с божественного уровня до земного, тут у всех начинаются проблемы. Лучше не скажешь.

На подобных мероприятиях понимаешь, что определенный авторитет у Казахстана существует, но председательство в ОБСЕ это все-таки нелегкая ноша. Только одни проблемы постсоветского пространства буквально вопиют, и ими в любом случае Казахстану придется заниматься. И Казахстан первый из бывших республик СССР займет в ближайшем будущем этот ответственный пост. И приобретет бесценный опыт в построении качественно новых отношений между Востоком и Западом.
18345 просмотров