Вестник Кавказа

ПЕРСОНЫ КАВКАЗА

Олег Кушаты

- Тарас Миронович, как свидетельствует история, кавказцы стали переезжать на жительство в Россию давно, но в двадцатом веке было отмечено несколько крупных волн миграции. Сколько их было на Ваш взгляд? Чем они были вызваны?

- Влияние России на Кавказ стало возрастать в 18 и особенно в 19 веке. С ней пытались конкурировать Турция, Персия, западные страны. Тот, кто больше окажет позитивного влияния в экономике, политике, культурной, социальной сфере на кавказские народы, тот и сможет утвердиться в качестве лидера. В этом отношении необходимо было уделять большое внимание формированию национально-кадрового состава. В чём было преимущество Российской империи? В том, что она, присоединяя территории, не уничтожала этнические традиции и обычаи населения. Напротив, местная знать и аристократия сохраняли свой статус, имидж и, самое главное, своё честолюбие. Доверие к Российской империи росло. А влияние Персии и Турции вело к тому, что происходило персенизация и отуречивание кавказского населения. К тому же насаждался ислам. Россия никогда не уничтожала религиозное разнообразие на Кавказе, напротив, давала возможность развиваться всем религиям.
Самым тяжёлым периодом для кавказских народов можно считать конец 19 – начало 20 века. Многие из них перемещались в разные страны. 2/3 абхазцев, например, было выдавлены, но большая часть их них и добровольно уехали в ближневосточные страны. Сделали они это под влиянием пропаганды, религиозного фактора. Оставляли деревни и уезжали навсегда. В наше время в Турции сохранилось 200 абхазских сёл, из них есть крупные – в них проживает по несколько тысяч семей. Недавно я объехал многие из них. Многие турецкие абхазцы рассказывали мне, что их предки переехали сюда после рассказов о сказочной и беззаботной жизни в Турции. Турки их пугали христианизацией в Российской империи.
Негативный оттенок этих процессов постепенно исчезал, но вскоре появилась политическая напряжённость, связанная с революционным движением, обострением отношений внутри национальных элит. Всё перемешалось в эти годы. Люди стали искать отдушину – места для спокойной жизни. Для многих такой отдушиной стала Россия. Русско-кавказские отношения достигли такой глубины, что кавказцы считали себя своими во многих местах страны. Это была первая волна массового отъезда кавказцев вглубь России. Проходила она примерно с 18 по 21 годы.
Вторая волна отъезда кавказцев в российские города пришлась на годы репрессий. Люди воспринимали эти репрессии, как произвол местных партийных элит. Вот они и бежали от них, расселяясь по всей стране.
Третью волну отъезда кавказцев в Россию я бы назвал вспышкой. После смерти Сталина и до конца 50-х годов. Люди расслабились. Потянулись к знаниям. Кавказцы приобщались к мировой культуре и литературе через русский язык, который получил мировое признание. К примеру, первая группа абхазцев из 10 человек была направлена по лимиту в ведущие российские учебные России в 1957 году. В последующие годы студентов стало больше. К счастью, эта политика сохраняется – многие вузы до сих пор дают лимиты национальным республикам. Это интернационализирует кадры здесь и помогает поднять уровень национальных культур. Так что третья волна дала возможность утвердиться в стране национальным кадрам.
Сейчас Северный Кавказ пробуждается активно. Если Москва сможет правильно сориентировать его развитие, то её влияние только вырастит и кавказские народы будут ещё больше тяготеть к ней. Сепаратизм вызывают, прежде всего, недовольства социально-экономического характера. Сколько было безработных в Чечне, когда там разгорелся сепаратизм! В Абхазии молодёжь уезжала и уезжает на заработки за пределы. Те же процессы происходят и в других кавказских республиках. Надо, чтобы гигантские капиталы в России были распространены по всей стране, а не собраны в Москве. За 200 километров от Москвы уже жуткая картина. Я сейчас проехал по Турции, посмотрел на турецкую деревню – с нашей не сравнить!

- Есть такое мнение, – особенно оно распространялось в 90-х годах прошлого века – что Россия готова махнуть рукой на Северный Кавказ. Насколько это мнение оправдано?

- Это утверждение не имеет под собой никакого основания. Если Россия лишится Кавказа, то она полностью распадётся. России – крупной сейчас державы - тогда не будет. Потому что формирование Российского государства происходило за счёт объединения народов (кое-где присоединения приходилось добиваться военным путём). Но сегодня Северный Кавказ очень сильно вписался в Россию. Нормальный российский политик никогда не будет способствовать процессам отторжения региона от России. Если, конечно, он не хочет разрушения России. Кавказ – один из учредителей процесса становления и формирования Российского государства.

- Как Вы относитесь к идее упразднения национальных автономий на Северном Кавказе? Иной раз слышишь от некоторых политиков, что пора, мол, образовать Северокавказскую губернию, где не будет межнациональных трений, борьбы за территорию…

- Конечно, со временем, когда мы достигнем положения, при котором административные границы мешают развитию народов, может быть это и произойдёт. Но только через сто или тысячу лет, а может и никогда. Сегодня такие заявления – следствие или популизма, или шовинизма, или состояния здоровья политика. Сохранение национальных особенностей, возможность развития этносов – это достояние любого государства. Чем больше государство будет заботиться о каждом народе, тогда не будет межнациональных проблем. Я знаю политиков, которые выдвигает такие идеи. К сожалению, в политике много конъюнктуры, личного интереса. Помните, почему Ходжа Насреддин просил похоронить его с поднятыми вверх ладонями? Чтобы все видели, что он с собой ничего не унёс. А у нас есть олигархи, горе-политики, которые, видимо, об этом не думают.


Справка "ВК": Тарас Шамба родился 29 июля 1938 года в г. Сухуми Абхазской АССР. Доктор юридических наук. В 1987 году стал профессором. В Академиях (АОН, ГАУ, РАГС) работал на различных должностях – старшего научного сотрудника, доцента, председателя профкома, секретаря парткома, профессора. В 1989 г. был избран народным депутатом СССР. Имеет более 300 научных публикаций по проблемам государственности, демократии, законности, правопорядка, национально-государственного устройства. В 1992г. избран президентом Всемирного конгресса абхазо-абазинского (абаза) народа, которым является и сейчас. Действительный член (академик) восьми Международных академий, в том числе Международной академии информатизации при ООН, Международной Французской Платоновской академии наук и искусства, Адыгейской Международной академии наук, Международной академии духовного единства народов мира и др.
22155 просмотров