Вестник Кавказа

Турция меняет внешнеполитический курс

Алексей Балашов
Турция меняет внешнеполитический курс
© Фото: Сайт президента Турции
Реджеп Тайип Эрдоган переизбран на посту лидера правящей Партии справедливости и развития, что подтвердило его ведущую роль в политической жизни Турции. Там вступает в силу новая Конституция, согласно которой в 2014 году выборы президента станут всенародными, и теперь Эрдоган сможет баллотироваться на пост президента (чьи полномочия, к слову, также расширены) и оставаться ключевой фигурой в стране еще на 12 лет.

На съезде партии выступил спикер Великого национального собрания Турции Джемиль Чичек, отметивший, что борьба с терроризмом стала общей борьбой всех политических партий: "Террор - одна из проблем, приносящей нам много боли. Мы видим в ней угрозу для будущего всего общества. Террор самая большая угроза для мира и стабильности на планете. Это общая проблема для всех партий. Мы должны быть более чувствительными в этом отношении". В последние месяцы Турция активизировала борьбу с терроризмом (преимущественно курдским) и все более жестко отстаивает свой суверенитет, зачастую задействуя для этого собственные вооруженные силы на территории других стран. Анкара, грозившая прервать переговоры об ассоциации и интеграции с ЕС на время председательства там Кипра, свое обещание держит. Более того, создается ощущение смены внешнеполитического вектора Турции. Разочаровавшись в европейском будущем, Турция обратила взор на Ближний Восток и усиление своего влияния на азиатских соседей.

Причем вспоминая старые обиды и упреки европейских партнеров в недостаточной демократичности и попрании прав человека, Анкара сегодня открыто обвиняет Запад в пособничестве курдским террористам и потворстве финансовым потокам из Европы на нужды повстанцев на юго-востоке Турции. По словам Эрдогана, "13 тысяч курдских боевиков находятся в Германии, и власти почему-то закрывают на это глаза. Представители Курдской рабочей партии вымогают деньги у некоторых курдских бизнесменов для проведения террористических акций". Турецкий премьер подчеркнул, что до сих пор не удается положить конец терактам, поскольку, по его словам, этого, в первую очередь, не хочет Запад.

Сегодня трансграничные операции турецкой армии в Ираке по подавлению баз боевиков из Рабочей партии Курдистана (РПК) уже никого не удивляют. При этом Анкара всячески пытается сблизиться руководством курдской автономии Ирака, в частности с авторитетным курдским лидером Масудом Барзани. Турция активно работает в иракском Курдистане, заключая с руководством автономии соглашения о строительстве новых нефтепроводов в Турцию, участии турецких компаний в разведке месторождений и добыче энергоресурсов на северо-востоке Ирака. Зачастую делается это без согласования с официальным Багдадом, что вызывает раздражение центральных иракских властей. Раздробленный и ослабленный Ирак не в состоянии сегодня противостоять влиянию Турции на свой самый сепаратистки настроенный регион, однако будет пытаться влиять на Анкару через США, которым также не на руку распад Ирака.

В последние дни Турция стала проявлять большую активность на еще одном направлении своей азиатской политики, а именно, сирийском. Премьер Эрдоган в открытую призывает свергнуть режим Башара Асада и упрекает Россию, Китай и Иран в поддержке диктатора, а страны Запада в недостаточной решимости для смены режима в Дамаске. Ситуация на турецко-сирийской границе все более и более накаляется, грозя вылиться в открытую интервенцию турецкой армии на территорию недавнего союзника. 4 октября Парламент Турции предоставил правительству Эрдогана годичный мандат на проведение военных операций за рубежом, в том числе в отношении Сирии, в связи с инцидентом на границе с соседней страной. Выпущенные накануне с территории Сирии артиллерийские снаряды взорвались в уезде Акчакале на юго-востоке Турции, погибли пять человек, 11 получили ранения. С того дня Турция уж несколько раз наносила удары по сирийской территории.

Нет никаких сомнений, что призывая свергнуть режим Башара Асада и свернуть таким образом влияние Тегерана на Дамаск, Турция не прочь сама стать "патроном" новых сирийских властей, включив эту страну в сферу своих "законных интересов". Пока Турция осмеливается на подобные шаги лишь в отношении слабых в политическом и военном плане соседей - расколотых Ирака и Сирии, находящихся в состоянии гражданской войны. Однако, учитывая вероятную преемственность власти в Анкаре, не приходится сомневаться, что аппетиты страны будут расти. "Европейский выбор" Турции, скорее всего, будет все больше забываться, а ставка будет делаться на выстраивание собственного центра силы на Ближнем Востоке, стремление доминировать в регионе как экономически, так и политически, а равно и в военном отношении.
10085 просмотров