Вестник Кавказа

Удо Штайнбах: «Тема военного удара Израиля по Ирану ушла с повестки дня»

Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро "Вестника Кавказа"
Удо Штайнбах: «Тема военного удара Израиля по Ирану ушла с повестки дня»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“
Авторитетный немецкий эксперт по Ближнему Востоку, профессор-исламовед Удо Штайнбах поделился с «Вестником Кавказа» своим видением решения ближневосточных проблем.

- Господин Штайнбах, в марте этого года вы отметили, что стороны конфликта вокруг иранской ядерной программы были как никогда близки к военной развязке. С тех пор ситуация несколько стабилизировалась, но недавно премьер-министр Израиля Бентамин Нетаньяху в очередной раз публично заявил, что готов отдать приказ о военном ударе по Ирану. Верите ли вы, что Израиль готов пойти на такой шаг в одиночку?

- Нет, я не верю в это. Эта угроза нейтрализована, причем, на мой взгляд, на продолжительный срок. Я полагаю, что мы станем свидетелями переориентации американской внешней политики в регионе Ближнего Востока, которая станет результатом изменения качества отношений между США и Ираном. К тому же, в самом Израиле едва ли кто-то в восторге от перспективы военного столкновения с Ираном, общество протестует против этого. Помимо этого, ни генеральный штаб США, ни Барак Обама, позиционирующий себя этаким “рыцарем мира”, вовсе не горят желанием ввязываться в военную авантюру. 
С самого начала основной вопрос заключался в том, готов ли премьер-министр Нетаньяху при поддержке нескольких своих ближайших сподвижников рискнуть начать военную операцию против Ирана, привлекая при этом американцев. До прошедших в США президентских выборов оставался довольно высокий риск того, что Израиль проведет военную операцию против Ирана, и сможет даже получить поддержку американцев, учитывая предвыборную специфику в США. Но Нетаньяху не рискнул. Сейчас же, с отсутствующей поддержкой как внутри Израиля, так и со стороны США, тема военного удара Израиля по Ирану и вовсе ушла с повестки дня. 

- Что, на ваш взгляд, предпримет Барак Обама в контексте ближневосточной политики в свой второй президентский срок?

- У США сейчас довольно скудное пространство для политического маневра в регионе. Что мы имеем? Отношения с Израилем, с учетом известных трений между Вашингтоном и Тель-Авивом, подпорчены - причем, как я думаю, на продолжительное время. Поэтому тут не стоит ожидать никаких авансов относительно мирного процесса с Палестиной. Что касается иранской ядерной программы, то и тут американская политика тоже зашла в тупик. Политика санкций в отношении Тегерана не привела к ожидаемым результатам. Турция сейчас крайне озабочена событиями, происходящих в арабских странах, и их последствий для “курдского вопроса”. Поэтому единственно возможный маневр американцев в регионе сейчас может заключаться в изменении качества отношений с Ираном. 

- Можно ли говорить об изменении качества отношений между США и Ираном в условиях продолжающегося кризиса вокруг ядерной программы?

- Здесь необходимо выделить два момента. Во-первых, что известно о военных компонентах иранской ядерной программы? По факту, ничего. Оценки из США также не подтверждают того, что иранцы работают над созданием ядерного оружия. Но фактом остается, что Иран чувствует себя под угрозой. И при эскалации этого чувства угрозы все же может быть принято решение о создании атомной бомбы. 
Во-вторых, у иранских властей остается устойчивое ощущение того, что американская политика направлена на смену режима в Тегеране. Таким образом, если США смогут показать, что не преследует цели смены власти в Иране, а также дать ему гарантии безопасности, то вопрос военного компонента иранской ядерной программы отпадет. Это стало бы предпосылкой для американо-иранского сближения в регионе, которое бы принесло США существенные выгоды.

- Какие выгоды получили бы в этом случае США? 

- В частности, это даст им возможность активнее вмешаться в сирийский вопрос. Потому что я не считаю Сирию стратегическим партнером Ирана. Иран сможет обойтись и без Сирии - и если сирийский вопрос будет противоречить иранским интересам более высокого уровня, то Тегеран позволит режиму Башара Асада пасть. 
Если из Израиля будет продолжать исходить угроза в адрес Ирана, то необходимо будет запустить мирный процесс между Ираном и Израилем, оказывая при этом совместными американо-европейскими усилиями (при условии, что европейцы в принципе готовы играть более активную роль в регионе) давление на правительство Нетаньяху.
Сближение между США и Ираном открыло бы широкое пространство для работы с арабскими странами, которые постоянно находятся под сильной нагрузкой конфликта Запада с Ираном, для них бы исчезла угроза со стороны Ирана. Также можно было бы, наконец, предоставить самим себе старых союзников, ставших обузой для американской политики в регионе - Саудовскую Аравию и Бахрейн, с перспективой усиления в этих странах давления изнутри, которые принудит к реформам их закостеневшие системы.
В этом смысле, ирано-американское сближение позволило бы осуществить массивное обновление в регионе, которое бы оказало непосредственный эффект на демократизацию его стран и разрядку обстановки там в целом.
Продолжение следует
10795 просмотров