Вестник Кавказа

Букет Грузии

Яна Винецкая
Еще в 1892 году один из исследователей чайного дела в России Субботин писал: «Доказано долгим жизненным опытом, что чай сообщает мирное настроение, смягчает общественные нравы. Для рабочего человека чаепитие часто представляет единственное удовольствие и своего рода гурманство. У нас в России чаепитие делает настроение менее пессимистическим, помогает и без того терпеливому русскому народу легче переносить разные житейские испытания, примиряя многих с неприглядной и удручающей обстановкой их быта». Чаепитие стало своеобразной эмблемой российской культуры, оно так вросло в нашу жизнь, что кажется, будто чай - это традиционный напиток, что его использовали веками. На самом деле, история чайного дела в России гораздо короче, и чаю пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем стать действительно народным продуктом.

Колыбелью чаепития была Москва, в которую чай проник в XVII веке и откуда стал очень медленно распространяться в другие города или селения, расположенные вдоль важных дорог. Однако в течение двух последующих веков потребление чая в России было очень невелико. Чай являлся предметом роскоши и пользовался спросом только среди высших классов. Даже среднее дворянство не всегда могло его себе позволить. До середины XIX века чай был практически недоступен для народа, т. к. цена чая была очень высока.

Путь чая от плантации до самовара был длительным и трудным. Лишь удешевление чая способствовало его распространению в народной среде. Если в 1840-е и 1850-е годы ежегодный ввоз чая был менее 400000 пудов и лишь незначительно превосходил ввоз кофе, то в 1870 годы было ввезено уже более миллиона пудов. В следующее десятилетие, благодаря развитию железных дорог в России, строительству Суэцкого канала, обоснованию русских фирм в Китае ввоз чая удвоился.

Параллельно с этим началось разведение чая на территории Российской Империи, и Кавказ был призван сыграть особую роль в этом процессе. Первые попытки акклиматизировать чай на территории Черноморского побережья Грузии были предприняты в начале 1830-х, но этими опытами занимались поначалу лишь отдельные энтузиасты-чаеводы.

Толчком к серьезному развитию чаеводства в Грузии послужила случайность. Во время Крымской войны в 1854 году близ города Поти потерпело аварию английское военное судно, и его экипаж попал в русский плен. Один из офицеров этого судна Джекоб Макнамарра женился на грузинской дворянке и остался в Грузии. Ему-то и пришла мысль разводить чай в Грузии, и первые опыты в этом направлении он предпринял в имении князей Эристави (в районе Озургети). В результате в районе Озургети и Чаквы были созданы небольшие чайные плантации, и уже в 1864 году на одной из торгово-промышленных выставок России демонстрировали первые образцы «кавказского чая». Правда, качество его было таково, что он не мог тогда конкурировать с привозным китайским чаем, его использовали в дальнейшем только в качестве добавки к импортным чаям.

К концу XIX – началу XX века относятся также попытки отдельных селекционеров-энтузиастов продвинуть культуру чая севернее, за пределы Грузии и в другие субтропические точки Российской Империи. Так, в 1896 году М.О. Новоселов впервые посадил чайный куст в Азербайджане, в Ленкоранском районе, где к 1900 году были заложены уже небольшие опытные участки. Почти в то же самое время другой энтузиаст – крестьянин Кошман – акклиматизировал чайный куст в Солох-Ауле, в 60 км к северу от Сочи, на территории нынешнего Краснодарского края.

Однако к 1917 году общая площадь всех чайных плантаций в России едва достигала 900 га, так что производимый на них чай не играл большой роли на рынке. Перелом наступил с середины 1920-х годов, когда была принята государственная программа развития чайного дела.

Чайные плантации были созданы не только в причерноморских районах Аджарии и Гурии, но и почти во всех других частях Грузии: в Абхазии, Имеретии, Менгрелии и даже в далекой от Черноморского побережья Кахетии. На рубеже 1930-х годов на Кавказе был создан второй район чаеводства – на территории Азербайджана, в Ленкоранской, а также в Закатальской зоне. Здесь в 1928-1929 годах были вновь посажены саженцы, так как дореволюционные чайные плантации погибли в 1920 году, а в 1932-1934 годах началась первая промышленная закладка плантаций, и в 1937 году была выпущена первая пачка азербайджанского чая. С середины 1930-х годов к ним добавился и третий чайный район - в Краснодарском крае. Таким образом Кавказ стал центром советского чайного дела, который на протяжении десятилетий обеспечивал чаем всю страну.
13710 просмотров