Вестник Кавказа

СБЛИЖЕНИЕ ТУРЦИИ И АРМЕНИИ РАЗВЕДЕНО С ПРОЦЕССОМ КАРАБАХСКОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ

Евгений Кришталёв

Убежден директор института Кавказа (Армения) Александр Искандарян

- Что означает для Армении подписание соглашений о начале консультаций по вопросу открытия границ с Турцией и дальнейшей нормализации отношений?

- Произошедшее, безусловно, огромный шаг вперед в развитии армяно-турецких взаимоотношений. Процесс переговоров между Арменией и Турцией, который проходил сначала в секретном формате при посредничестве швейцарской стороны, получил продолжение теперь в открытой форме.

- Начало консультаций еще не означает достижения обозначенных договоренностей. Будет ли результативен нынешний этап переговоров? Смогут ли стороны достичь предметного соглашения?

- Конечно, объявление о начале шестинедельных переговоров по сути протоколов еще не есть достижение согласия. Тем не менее очень важен конкретный временной срок, оговоренный в заявлении, когда переговоры должны завершиться. Все мы понимаем, что речь идет о 14 октября – дате визита президента Армении Сержа Саргсяна в Турцию на футбольный матч сборных двух стран. После того, как дипломаты достигнут согласия относительно формулировок двух соглашений о восстановлении дипотношений и развитии двусторонних отношений, документы должны будут пройти стадию ратификации в парламентах обеих государств. Я полагаю, что армянские депутаты в большинстве своем одобрят действия правительства, поскольку правящая коалиция контролирует больше половины парламентских мандатов.
Мне трудно сказать, что именно будет происходить в Турции, однако если протоколы будут подписаны от имени МИД двух стран и ратифицированы армянской стороной, то турецким парламентариям придется трудно принимать иное решение. В случае положительного исхода в действие вступит «дорожная карта», которая имеет конкретные сроки реализации соглашения по разблокированию границы.
Конечно же, во всем этом гладком изложении есть подводные камни, стороны могут затягивать выполнение того или иного элемента, но в случае ратификации парламентами двух стран можно буде говорить о реальном прогрессе в развитии отношений между двумя государствами.

- Президент Армении объявил как достижение тот факт, что в подписанных протоколах о намерениях не увязывается вопрос сближения Армении и Турции с нагорно-карабахским конфликтом и отношениях Баку и Еревана. Турецкие же дипломаты утверждают, что такая увязка имеет место. Нет ли здесь противоречий, может ли фактор Карабаха стать тем самым «подводным камнем»?

- Этот подводный камень был, но сейчас он устранен. Можно утверждать, что в турецкой политике налаживание отношений с армянами и карабахский вопрос разведены. Это произошло не сейчас и не при обнародовании последних соглашений, а гораздо раньше. Это некий процесс и на нынешнем этапе отсутствие увязки только подтвердилось. В имеющихся в наличии бумагах нет ни слова об Азербайджане или Карабахе. Однако МИД Турции, работая на турецкую аудиторию, заявил, о существовании неразрывной связи между двумя процессами. Я понимаю, что иных слов турецкие официальные лица просто не могут не говорить. Анкара не может себе позволить открыто сказать о том, что тема карабахского конфликта выведена за скобки нынешних переговоров с Ереваном. Это нормальное естественное продолжение, которое было ожидаемо, и в Армении не видят в такой риторике чего-то экстраординарного, выходящего за рамки двустороннего диалога. Турецким политикам приходится ориентироваться в геополитическом пространстве так, как у них получается.

В ближайшие дни ВК представит другую точку зрения на возможность увязки армяно-турецкого сближения с карабахским вопросом.

15880 просмотров