Вестник Кавказа

Алексей Власов: «Никто не может помешать России осуществлять с Азербайджаном взаимовыгодные контакты в военно-технической области»

Ризван Гусейнов
Эксклюзивное интервью 1news.az с руководителем информационно-аналитического центра по проблемам СНГ при МГУ, главным редактором информационного портала «Вести Кавказа» Алексеем Власовым.

- Как можно оценить итоги московских переговоров между президентами Азербайджана и России?

- Я достаточно оптимистично оцениваю итоги встречи между российским и азербайджанским президентами прежде всего потому, что тональность выступлений глав государств по завершении переговоров была достаточно приподнятая и было заметно, что обе стороны в основном остались довольны результатами. Несмотря на обсуждение блока экономических и транспортно-энергетических вопросов, главной темой обсуждения стало обеспечение безопасности на Южном Кавказе и в частности кардинальные перемены в Карабахском переговорном процессе.
Как мне показалось, позиция, озвученная российским президентом, была воспринята с пониманием азербайджанской стороной, хотя из слов президента Ильхама Алиева стало ясно, что существует еще целый ряд вопросов, который для Баку выглядит не до конца продуманным и решенным. Но есть взаимная надежда, что в ближайшие два-три месяца произойдут события, которые могут стать отправной точкой в справедливом разрешении Карабахского конфликта. Естественно, нельзя ожидать того, что в один день разрешатся все проблемы, имеющие место более 15 лет, но, видимо, настал момент, когда должен быть сделан первый шаг как со стороны участников конфликта – Армении и Азербайджана, так и со стороны тех, кто выступает в роли международных наблюдателей – Турции, Евросоюза и России.

- А с чем может быть связана нынешняя повышенная активность и Турции, и России, и Запада в вопросе разрешения Карабахского конфликта, может, необходимость разблокировать Армению движет этими странами?

- Здесь несколько факторов совпали. Во-первых, приход в Вашингтоне к власти новой администрации и инициативы президента «перезагрузить» российско-американские отношения, в том числе это предполагает более эффективное сотрудничество в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве и большую степень доверия к России, как к модератору урегулирования спорных конфликтов.
Во-вторых, Турция с прошлого года старается сформулировать свою новую внешнюю политику не только на Южном Кавказе, но и в целом на постсоветском пространстве. Это более взвешенный, позитивный и главное - заинтересованный подход, в чем я убедился на днях во время встречи с турецкими экспертами, которые приехали в Москву и пытались объяснить своим коллегам позицию Анкары по вопросу урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.
И, в-третьих, мне кажется, что точка кипения вокруг Карабахского конфликта дошла до такого градуса, когда нужно принимать конкретное практическое решение. Если побывать в Баку, поездить по Азербайджану, поговорить с людьми, особенно с молодежью, то можно легко понять, что накопилось внутреннее неверие в мирное разрешение конфликта. Это опасная тенденция с точки зрения того, что если не срабатывает дипломатия, начинается расчет на военное решение вопроса. Учет этой нарастающей конфликтогенности, на мой взгляд, позволил совпасть сейчас позициям Турции, Европы и России, для которых на данный момент самой трудной вещью является нахождение доброй воли между Баку и Ереваном.

- По вашему мнению, чем отличалось приглашение Ильхаму Алиеву встретиться с президентом Обамой в Стамбуле от приглашения российского президента посетить Москву?

- Мне кажется, что ситуация со стамбульским приглашением была немного некорректно обставлена с точки зрения статуса президента Азербайджана, которого нельзя просто пригласить для того, чтобы изложить свою позицию, а прежде всего следует услышать его точку зрения. А московский диалог был выстроен как разговор двух лидеров независимых дружественных государств и мне кажется, что российская дипломатия тонко почувствовала, какой формат диалога необходим с Баку. Ведь не случайно одним из первых высказываний Ильхама Алиева в Москве стало то, что «Россия и Азербайджан являются стратегическими партнерами». Я считаю, что эти слова многого стоят, поскольку Азербайджан часто называют прозападным государством, хотя ваша страна показывает, насколько грамотно можно выстраивать свою политику с соседними странами, если подходить к этому с чистым сердцем и чистыми руками. Отношения между Медведевым и Алиевым являются лучшим показателем позитивной дипломатии.

- Можно вспомнить другой пример позитивного сотрудничества между натовской Турцией и Россией…

- Да, сейчас понятие нахождения в противоположных военно-политических блоках уходит в прошлое. В условиях мирового экономического кризиса нужна открытая стратегия, где четко сформулированы правила игры и не надо делиться на «красных» и «белых», следует сообща выстроить контуры общей безопасности между странами нашего региона. Важно взаимное доверие и ясное понимание целей между странами-партнерами.

- Вам кажется возможным выстраивание таких доверительных и ясных отношений между Россией, Турцией и Азербайджаном?

- Нельзя ожидать, что все сразу решится, ведь это же тонкая и сложная игра, при которой нужно доверять своему лидеру, что в Азербайджане по отношению к своему президенту население продемонстрировало в ходе прошедшего референдума, и, конечно же, не срывать переговорного процесса по Карабахскому конфликту. Я считаю, что разрешение этого конфликта сможет способствовать созданию геополитического тандема Россия-Турция-Азербайджан с дальнейшим подключением других региональных стран.

- Во время переговоров президентов России и Азербайджана наряду с транспортно-энергетической темой большой интерес вызвала военно-техническая сфера сотрудничества между нашими странами. Говоря проще, официальный Баку встретил понимание со стороны Москвы в вопросе поставок российского ракетного и другого вооружения, в котором нуждался Азербайджан. И в связи с этим не создается ли впечатление, что поставка российского вооружения изменит баланс сил в Карабахском конфликте в пользу Азербайджана?

- Ответ на этот вопрос очень прост: надо рассматривать все эти шаги в пакетном варианте. Российская сторона заинтересована в том, чтобы не на словах, а на деле шло сближение позиций Баку и Ереваном по вопросу Нагорного Карабаха и вопросу восстановления территориальной целостности Азербайджана. Никоим образом Россия не будет делать шагов, направленных против Армении, с которой состоит в ОДКБ, но в то же время никто не может помешать России осуществлять взаимовыгодные контакты в различных сферах, в том числе и военно-технической области со страной, которая никогда не являлась противником России, и с которой развивается эффективный и конструктивный диалог. Я считаю это тоже шагами России по объективному сближению позиций Азербайджана и Армении с целью установления более эффективных отношений на Южном Кавказе в целом. Тем более что Азербайджан не говорит о намерении напасть на соседнюю Армению, а занят вопросом восстановления своей территориальной целостности путем мирных переговоров.
Не надо от любого соглашения России с Азербайджаном, в том числе и в военной сфере, ожидать угрозы для Армении – это все попытки поссорить Россию и с Арменией и с Азербайджаном, что очень часто делают третьи силы, выбрасывая в СМИ ложные информации и комментарии.

- Начинается визит армянского президента Саргсяна в Москву, за которым внимательно будут наблюдать в Баку. По вашему мнению, что станет основным предметом переговоров между российским и армянским президентами?

- Уверен, что переговоры пройдут в деловом и доверительном уровне. Одним блоком обсуждаемых вопросов будет экономическое сотрудничество, а вторая тема - скорее всего, российское руководство обозначит свою позицию по вопросу урегулирования Карабахского конфликта. Идеальная модель – это достичь проведения серьезной встречи в верхах, чтобы сделать следующий шаг в направлении разрешения конфликта, и для этого необходимо знать и позицию армянской стороны.
20870 просмотров